Уважаемые клиенты! Если у вас есть вопросы по перевыпуску ЭП, нажмите сюда
Техподдержка:
Отдел продаж:
Отдел продаж:
moscow@astral.ru

Нулевой отчёт в ФСС


ИП или организация, у которых есть устроенные по трудовому договору сотрудники, обязаны платить страховые взносы и регулярно представлять в Фонд социального страхования отчётность по уплаченным взносам. Но у страхователей часто возникает вопрос, нужно ли сдавать нулевую отчётность и в какой форме. Расскажем об этом подробнее.

Нужно ли сдавать нулевую отчётность?

Форма 4-ФСС — это отчёт ИП и организаций, которые платят взносы на травматизм за сотрудников, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору. Кроме того, его сдают физические лица, если нанимают по трудовому договору помощников: личных поваров, горничных, нянь, водителей и т.д.

Это один из немногих отчётов, который можно сдавать на бумаге отдельным категориям работодателей — тем, у кого менее 25 сотрудников. Все остальные должны сдавать 4-ФСС в электронном виде.

Отчёт нужен для того, чтобы рассчитать страховые взносы по профессиональным заболеваниям и производственным травмам по застрахованным сотрудникам. В форме также содержатся сведения о страховых взносах по фиксированной ставке.

Если деятельность в отчётном периоде не велась, зарплаты не начислялись и взносы не уплачивались, всё равно нужно сдать нулевой отчёт. В форме должен быть заполнен титульный лист, в таблицах 1, 2, 5 ставят прочерки. Вместе с отчётом нужно представить письменное пояснение, что компания не работала, соответственно, не было заработной платы и страховых взносов.

Нужно ли сдавать отчёт 4-ФСС ИП без работников

ИП без работников могут не сдавать 4-ФСС. Такая норма содержится в законе 125-ФЗ. Предприниматели платят взносы и сдают отчёт только в том случае, если у них есть наёмные работники.

А вот для ООО такого исключения нет. Даже если в организации нет сотрудников, она обязана отчитаться перед Соцстрахом.

Нулевой отчёт и закон

Закон 125-ФЗ определяет, какую отчётность по страховым взносам сдаёт страхователь в ФСС. Отчёт по форме 4-ФСС — это представленный в табличном виде расчёт, содержащий сведения:

  • по страховым взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НСП и ПЗ), начисленным и уплаченным в отчётном периоде (на травматизм);
  • расходам на выплату страхового обеспечения по НСП и ПЗ.

Существует также нулевой отчёт 4-ФСС — это вид страховой отчётности при отсутствии отчётных данных. Его сдают, если фирма приостановила, прекратила или только планирует начинать деятельность.

Условие обязательности представления такого расчёта содержится в ст. 24 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Указанная статья обязывает всех страхователей ежеквартально представлять отчётность по уплаченным страховым взносам.

При этом нулевая форма 4-ФСС в законе не упоминается. Ничего не сказано о подобном виде отчётности и в приказе ФСС от 26 сентября 2016 года № 381, описывающем правила заполнения этой отчётной формы.

Но страхователям необходимо отчитываться по этой форме каждый квартал.

Срок сдачи нулевого отчёта в ФСС

Сроки сдачи отчётности 4-ФСС зависят от того, в какой форме подаётся отчёт: бумажной или электронной.

В 2021 году актуальны следующие сроки сдачи нулевой отчётности:

1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
Бумажная форма До 20 апреля До 20 июля До 20 октября До 20 января 2022 года
Электронная форма До 26 апреля До 26 июля До 25 октября До 25 января 2022 года

Листы нулёвки

Отчёт 4-ФСС должен содержать информацию о страховых выплатах в пользу сотрудников. Если выплат не было, отчёт нужно заполнить особым образом. Он отличается от обычного отчёта объёмом предоставляемых таблиц.

Бланк расчёта 4-ФСС был утверждён приказом ФСС от 26 сентября 2016 года № 381. Сейчас действует редакция от 7 июня 2017 года. С 1 января 2021 года страхователи не заполняют таблицу 3 и строку 15 таблицы 2 расчёта — такие нормы содержит письмо ФСС от 9 марта 2021 года № 02-09-11/05-03-5777.

В нулевом отчёте обязательно должны быть следующие листы:

  • титульный лист;
  • таблица № 1 «Расчёт базы»;
  • таблица № 2 «Расчёты по Соцстраху»;
  • таблица № 5 «Сведения о спецоценке условий труда и обязательных медосмотрах работников на начало года».

В отдельных случаях заполняются другие разделы.

Инструкция по заполнению отчёта 4-ФСС

В бумажном виде отчёт заполняется от руки, синей ручкой, печатными буквами. Использовать корректор нельзя.

Сдать электронный отчёт поможет онлайн-сервис «Астрал Отчёт 5.0». В нём — только актуальные формы отчётов, напоминания о сроках и умный редактор с подсказками по заполнению полей.

Заполненный отчёт должен содержать:

  • титульный лист;
  • расчёт базы для проведения начислений страховых взносов;
  • таблицу для тех работодателей, которые временно передают сотрудников другим организациям;
  • расчёты по обязательному соцстрахованию от производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • таблицу с фактическими расходами на выплату пособий по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, финансирование мероприятий по профилактике травматизма;
  • количество застрахованных сотрудников, пострадавших в связи со страховым случаем на рабочем месте в течение года;
  • общую информацию по СОУТ, а также сведения об обязательных медосмотрах работников на начало года.

Те, кто сдаёт нулевой отчёт, должны обязательно заполнить таблицы 1, 2 и 5. Остальные таблицы заполняются при наличии сведений.

Что нужно не забыть при заполнении титульного листа нулёвки

  • внести регистрационный номер страхователя;
  • указать код подчинённости, номер отделения ФСС по месту регистрации;
  • включить код корректировки, 000 — первый отчёт за период, в последующем вносят 3 цифры от 001 до 010 при откорректированных отчётах;
  • указать отчётный период, для первого квартала — «03», для полугодия — «06», для 9 месяцев — «09», для года — «12»;
  • в графу «Календарный год» вписать 2021;
  • графу «Прекращение деятельности» нужно заполнить при необходимости;
  • внести наименование компании в соответствии с уставом или данные индивидуального предпринимателя;
  • ввести реквизиты ИНН, ОГРН, КПП, ОКВЭД;
  • в поле «Бюджетная организация» проставить признак страхователя, делать это нужно только бюджетным организациям: 1 — Федеральный бюджет, 2 — Бюджет субъекта РФ, 3 — Бюджет муниципального образования, 4 — Смешанное финансирование;
  • внести номер стационарного или мобильного телефона и адрес регистрации;
  • внести сведения о среднесписочной численности сотрудников, о количестве работников с инвалидностью и занятых на опасной/вредной работе;
  • в конце указать код страхователя.

Как заполнить таблицы

Таблица 1

Она содержит сведения о выплатах за каждый месяц отчётного квартала и в целом за год. Если не было исключаемых выплат, суммы должны быть равны базе начисления взносов. Дополнительно нужно указать размер страхового тарифа с учётом надбавки или скидки.

Таблица 2

Вносить сведения необходимо на основании записей бухгалтерского учёта. Здесь должны быть указаны расчётные суммы по взносам на травматизм с начислений, произведённых за каждый месяц квартала и сумма взносов, которые доначислены после проверки. Из этого выводят размеры обязательств перед бюджетом. Во второй колонке таблицы отражают сведения по оплате взносов с начала года. Строку 15 не заполняют те, кто работает по проекту Прямые выплаты. С 2021 года на новую схему выплат перешли все регионы.

Таблица 5

В неё включают данные о количестве рабочих мест, где проводилась спецоценка условий труда По общим правилам такие сведения должны быть указаны на 1 января каждого года. Эту таблицу необходимо заполнять всегда, даже если во всех остальных таблицах прочерки. Исключение — если ИП или компания зарегистрировались как страхователь в текущем году. Все остальные должны получить информацию:

  • от кадровой службы — о количестве рабочих мест (эти сведения нужны для графы 3), числе работников, обязанных проходить медосмотры (графа 7) и уже их прошедших (графа 8);
  • из отчёта по СОУТ — о количестве аттестованных рабочих мест, в том числе отнесённых к вредным и опасным условиям труда (графы 4–6).

Будет ли изменена форма отчёта в 2021 году

В связи с переходом на прямые выплаты от ФСС планировалось ввести новый бланк с 1 квартала 2021 года. По новой схеме выплат ФСС платит пособия и больничные напрямую сотрудникам, а не возмещает работодателю, как это было раньше. Поэтому планируется сократить форму: убрать сведения о расходах на страховое обеспечение, удалить таблицу 2 и 3, добавить таблицу 1.1, чтобы расшифровывать сведения об облагаемой взносами базе и сумме исчисленных взносов для организаций с ОП на отдельном тарифе взносов. Возможно, будут и другие изменения.

Но в 2021 году новый бланк не был утверждён. Возможно, его введут только с 2022 года. Всем, кто перешёл на прямые выплаты ФСС не следует заполнять 15 строку во 2 таблице и не заполнять 3 таблицу.

Штрафы за несдачу 4-ФСС

Законом предусмотрены следующие штрафы за нарушения в предоставлении нулевого отчёта 4-ФСС:

  • за задержку, которая не превышает 180 календарных дней, штраф составит 5% от суммы взносов за каждый полный и неполный месяц, но не более 30% и не менее 100 рублей;
  • за просрочку, которая превышает 180 календарных дней, штраф со 181 дня дополнительно увеличивается на 10% за каждый полный и неполный месяц, размер максимальной суммы штрафа не ограничен, минимальная сумма составляет 1 000 рублей;
  • если отчёт 4-ФСС не представлен совсем, с должностных лиц могут взыскать штраф в размере от 300 до 500 рублей на основании статьи 15.33 КоАП РФ.

Продукты по направлению

1С-Отчетность

Сервис передачи отчетности в контролирующие органы из программ "1С:Предприятие"

Астрал Отчет 5.0

Онлайн-сервис для передачи отчетности в контролирующие органы

Астрал Отчет 4.5

Программа для отправки отчетности и организации документооборота с контрагентами

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на ваши вопросы!

Оставить заявку
Комментарии для сайта Cackle
autohello-finger