Накладная на отпуск материалов
Если организация будет производить отпуск материальных ценностей, она должна предоставить накладную
Тарифы 1С-ЭПД
Обмен перевозочными документами в 1С
Что такое накладная на отпуск материалов
Если компания решает передать находящиеся в обороте активы (например, материалы, инструменты, рабочую одежду) своим филиалам или другим компаниям, то ей для перевозки нужно оформить накладную на отпуск материалов.
У данного документа нет обязательной формы, однако использовать можно унифицированную — М-15.
Первичный документ по перемещению материальных ценностей
Компании могут на своё усмотрение решить, использовать ли официальную форму первичной документации. Законодательство разрешает разработать собственную. Главное, чтобы она включала в себя:
- название и дату;
- наименование компании;
- описание операции;
- единицы измерения;
- должности и подписи ответственных лиц.
Таким образом, для накладной на отпуск материалов бланк можно разработать самостоятельно.
Накладная по форме М-15
Форму М-15 накладной на отпуск материалов на сторону можно составить от руки на бумаге, либо сформировать на ПК. Основанием для оформления М-15 является распоряжение руководителя, которое может быть оформлено в виде приказа, договора, контракта или другого документа.
Накладная должна быть оформлена непосредственно при осуществлении передачи материальных ценностей. Если по каким-либо причинам это затруднительно, то — сразу после передачи (ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Кроме того, необходимо соблюдать требования, установленные пунктами 12 и 13 Методических рекомендаций, утверждённых приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н: правильное оформление с указанием всех необходимых реквизитов и подписей, проставление прочерков в незаполненных полях документа, нумерация документов без повторов номеров за текущий отчётный год.
Заполненный бланк накладной подписывается сдающей и получающей сторонами, затем передаётся в бухгалтерию для отражения движения материалов в учёте. Если в форме обнаруживаются ошибки, их исправление должно быть подтверждено подписями лиц, составивших документ, с указанием даты исправления. После выполнения всех необходимых действий, связанных с перемещением ТМЦ, документ передаётся на хранение в соответствии с принятыми в организации правилами.
Примеры использования формы М-15
Практика применения данного документа, как правило, распространена у тех предприятий, которым необходимо передать материальные ценности в филиалы или в другие организации (при условии, что есть соответствующее соглашение).
Обычно форма М-15 заполняется в следующих случаях:
- продажа сырья или готовой продукции;
- передач давальческих материалов субподрядчикам;
- возврат неиспользованных давальческих материалов заказчику;
- передача прав собственности по агентским соглашениям.
Однако эта форма может использоваться только в том случае, если она была утверждена в учётной политике компании (п. 4 ст. 9 Федерального закона № 402).
Основные правила оформления накладной на отпуск материалов
- Предприятия и ИП имеют право самостоятельно разрабатывать её шаблон или выписывать накладную в произвольной форме.
- Несмотря на свободу в разработке накладной, стоит придерживаться общепринятых стандартов и учитывать определённые нормы и требования.
- В накладной обязательно нужно указывать данные компании, выпускающей накладную, информацию о получателе, дату составления и перечень материалов с их стоимостью.
- Заполняет документ бухгалтер предприятия и кладовщик, подписывают ответственные сотрудники и получатели.
- Выписывают накладную в двух экземплярах — один остаётся на предприятии, другой передаётся получателю.
Как заполнить накладную (бланк М-15): инструкция
- В первой части накладной укажите её номер в соответствии с внутренней нумерацией документов.
- Напишите полное название организации с кодом ОКПО.
- Заполните первую таблицу, указав в ней дату составления накладной, код операции (если используется), структурное подразделение и сферу деятельности компании, оформляющей документ. Аналогичным образом укажите получателя и ответственное за поставку лицо (без указания конкретных имён).
- Внесите информацию о документе, на основании которого оформляется накладная (приказ, распоряжение, договор и др.), указав его номер и дату.
- В строке «Кому» необходимо указать сведения о получателе материалов, ФИО его представителя и реквизиты доверенности (если получатель действует по ней).
Основная таблица накладной на отпуск материалов: образец заполнения
На таблице ниже можно увидеть, как заполняются столбцы:
- В первых двух столбцах указываются сведения о субсчёте бухгалтерского учёта и код аналитического учёта для списываемых материалов.
- Третий столбец содержит название материалов с подробным описанием: характеристикой, типом, сортом и размером.
- В четвёртом столбце указывается номенклатурный номер определённого вида материала на предприятии. Если номер отсутствует, ячейка остаётся пустой.
- Пятый столбец включает код единицы измерения материала согласно ОКЕИ.
- Шестой столбец обозначает конкретное наименование единицы измерения для данных материалов.
- Седьмой столбец показывает количество материала, указанного в накладной.
- Восьмой столбец заполняется сотрудником склада и содержит фактические данные о материале, выпущенном со склада.
- В девятом столбце отражается информация о стоимости выпущенных товаров с указанием их общей цены.
- Десятый столбец содержит цену без учёта НДС.
- В одиннадцатом столбце — данные о выделенной сумме НДС.
- В двенадцатом — общая стоимость материалов, включая НДС.
Можно ли применять накладную М-15 для отгрузки товара покупателю
На практике обычно используют накладную ТОРГ-12 для оформления отгрузки товаров покупателю. Однако использование формы М-15 также не противоречит законодательству. Это подтверждается существующей судебной практикой и методическими указаниями Минфина № 119н от 2001 года.
Тем не менее накладную ТОРГ-12 заполнить проще, поэтому для операций по продаже лучше использовать именно её. Это уменьшит вероятность вопросов со стороны налоговой инспекции.
Чем можно заменить М-15
Помимо собственной формы накладной, можно использовать форму М-11 — для оформления передачи материальных ценностей внутри организации. А для их реализации — ТОРГ-12.
Требуется ли печать на унифицированной форме
Печать не требуется, поскольку она не является обязательным реквизитом и для неё не предусмотрено места в бланке. При условии, что все остальные данные и реквизиты указаны верно, первичный документ будет считаться оформленным корректно. Кроме того, документы по внутреннему перемещению и учёту МПЗ не требуют печати (раздел 3 Указаний, утверждённых постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 года № 71а).
Бланки для скачивания
Скачайте форму накладной М-15 (образец и пустой бланк), чтобы заполнить документ вручную.
А чтобы оформить электронный вариант накладной, используйте сервис 1С-ЭПД. Сервис работает во всех популярных конфигурациях 1С. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться ЭПД с вашими контрагентами. Сервис поддерживает все установленные ФНС форматы электронных перевозочных документов (включая накладные М-15) в 1С, а также обмен неформализованными документами.
загляните в Каталог
Автоматизируйте электронный документооборот логистики
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Читайте в нашем блоге
МЧД для уполномоченного представителя
МЧД для площадок: какой документ использовать
Оставить заявку
Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы