Сопроводительная накладная
Сопроводительная накладная, ЭПД и иные электронные документы для грузоперевозок в сервисе 1С-ЭПД
Тарифы 1С-ЭПД
Обмен перевозочными документами в 1С
Сопроводительная накладная и другие сопроводительные документы на груз
Сопроводительные документы на груз – это важная часть логистического процесса, которая обеспечивает правильное и безопасное перемещение товара от отправителя к получателю.
Они составляются и хранятся на протяжении всего передвижения, от момента отгрузки до момента доставки. В данном тексте мы рассмотрим основные виды сопроводительных накладных, их правильное оформление и порядок составления. Также поговорим о том, как обрабатывают такие документы в бухгалтерии.
Документы на перевозку груза
1. Сопроводительная товарная накладная.
- Фиксирует данные об отправленном товаре.
- Содержит подробную информацию о материалах, их количестве, весе, стоимости, а также указывает отправителя и получателя груза.
- Используется для контроля и отслеживания перемещения груза, а также для учёта и оплаты товаров при доставке.
Пример: ТОРГ-12, Т-1.
2. Сопроводительная транспортная накладная.
- Подтверждает факт приёма и передачи груза от отправителя к получателю.
- Включает в себя информацию о товарах.
- Применяется в качестве основы для проведения расчётов между отправителем и получателем товаров.
- Позволяет контролировать и отслеживать перемещение груза в процессе транспортировки.
- Является основой для решения возможных претензий или споров, связанных с доставкой товара.
Пример: форма № 1-Т (более подробно о ней можно почитать в нашем материале).
3. CMR – международная ТТН.
- Используется для оформления и контроля международной грузоперевозки.
- Содержит информацию о товаре и других логистических деталях (отправитель, получатель, условия доставки и т.д.).
- Регулирует и помогает отслеживать перемещение груза через границы и между разными странами.
Имеет единый шаблон документа.
4. Счёт-фактура.
- Подтверждает факт предоставления услуг по перевозке груза или пассажиров.
- Обычно выписывается после выполнения перевозки и используется для бухгалтерского учёта и отчётности.
- Нужен при работе с НДС.
Доверенность на водителя (перевозчика).
- Даёт право перевозчику доставить груз от отправителя к получателю.
Формируется в свободной форме – единого шаблона нет.
6. Копия документа получателя.
- Нужна для идентификации, кто должен получить груз.
- Требуется только копия паспорта.
7. Универсальный передаточный документ.
- Обычно создаётся отправителем (при необходимости).
- Состоит из ТН и счёта-фактуры.
8. Опись груза.
- Содержит всю информацию о товаре, если перевозятся личные вещи (название, его количество, вес, размеры и т.д.).
- Составляется как отправителем, так и получателем груза, подписывается также обеими сторонами.
- Может помочь в решении форс-мажорных ситуаций.
9. Сертификат качества товара.
- Подтверждает соответствие установленным стандартам, требованиям и критериям качества.
Какие сопроводительные документы готовит отправитель
Обычно отправитель должен сформировать несколько документов для перевозки груза. Есть несколько факторов, которые будут влиять:
- Каким транспортом поедет груз (ж/д, авиа, морской маршрут и т.д.).
- Статусы получателя и отправителя (ЮЛ, ФЛ, ООО и т.д.).
- Вид груза (алкоголь, топливо, табак, текстиль, пищевая продукция и т.д.).
Подробно разберём на примере, какие именно накладные и другие сопроводительные документы нужно собрать при отправке товара из РФ в Казахстан (или любую другую страну СНГ).
Направление: Россия → Казахстан (и другие страны СНГ)
|
|
|
|
* будьте внимательны: если напротив названия документов не указано количество, значит, достаточно подготовить только 1 экземпляр.
Как мы видим из таблицы, помимо сопроводительной накладной на товары в Казахстан, необходимо собрать целый пакет других документов.
Какие сопроводительные документы готовит получатель
Обычно он может готовить два вида документов – договор на перевозку (так как заказывает услуги транспортных компаний) и сопроводительную накладную на товар.
Когда заполняют разные формы сопроводительных документов: товарные/транспортные накладные, счета-фактуры и т.д.
Разные виды накладных заполняются в зависимости от конкретной ситуации и требований организации, осуществляющей отгрузку или получение товара.
Например, сопроводительная накладная на товар (на отгрузку) заполняется перед отправкой товара от поставщика к покупателю (ТОРГ-12). Она содержит информацию о количестве и виде продукции, его стоимости, данных отправителя и получателя, а также дополнительные сведения, необходимые для проведения отгрузки.
Накладная на получение товара заполняется при доставке груза покупателем. Она также содержит информацию о количестве и виде продукции, его стоимости, данных отправителя и получателя, а также может содержать информацию о состоянии товара при получении.
Другие виды накладных, такие как транспортная накладная, складская накладная, счёт-фактура и т.д., заполняются в соответствии со своей спецификой и требованиями законодательства.
Правила оформления сопроводительных накладных на товары (СНТ) и их документооборот
- На документе должна быть указана полная и точная информация об отправителе и получателе товаров, включая их названия, юридические адреса и контактные данные.
- Она должна содержать точное описание, включая их наименование, количество, единицы измерения, стоимость.
- Для каждой позиции товара должен быть указан код товара по Единой системе классификации и код товара по ТН ВЭД.
- Накладная должна содержать информацию о транспортном средстве или контейнере, в котором всё перевозится, включая его номер, марку и пломбы.
- Обычно документ составляется в электронном виде (в бумажном варианте разрешается, если налогоплательщик доказал, что есть технические ошибки в работе ИС ЭСФ).
Что касается ЭДО по сопроводительным накладным на товары, он обязан быть организован с соблюдением следующих правил:
- СНТ должна быть подписана отправителем и получателем товаров и содержать отметки о проведении основных операций, таких как отгрузка, приём, проверка на соответствие и т.д.
- Каждая сопроводительная накладная должна быть зарегистрирована и пронумерована, чтобы обеспечить учёт и контроль над документами.
- СНТ должна храниться в течение установленного срока, обычно не менее 5 лет, с возможностью представления в случае необходимости для проверок или аудита.
В случае нарушения правил оформления сопроводительных накладных или несоблюдения документооборота могут быть применены различные санкции, такие как штрафы, административная ответственность или судебные разбирательства.
Как обрабатывают сопроводительные накладные в бухгалтерии
Изначально бухгалтер получает все документы электронно и проверяет их на корректность. Затем добавляет всё в базу, которая хранится на сервере оператора ЭДО.
Будьте внимательны: очень часто бухгалтерам присылают сканы накладных. Стоит понимать – они не имеют юридической силы, но, поскольку в них хранится вся информация, работать с таким вариантом документов можно.
Образец сопроводительной накладной на товар
загляните в Каталог
Автоматизируйте электронный документооборот логистики
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Читайте в нашем блоге
МЧД для уполномоченного представителя
МЧД для площадок: какой документ использовать
Оставить заявку
Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы