ТЗР: как ведется учет транспортно-заготовительных расходов
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

ТЗР

Компания может самостоятельно разработать и утвердить детальный перечень расходов, которые будут отражены в учетной политике

Тарифы 1С-ЭПД

Обмен перевозочными документами в 1С

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР)

Приобретение производственных материалов и оборудования нередко сопровождается дополнительными расходами, связанными с их транспортировкой и хранением. В бухгалтерском учёте подобные расходы принято относить к ТЗР (расшифровка — транспортно-заготовительные расходы). В статье расскажем, как определить перечень затрат на заготовку и перевозку товарно-материальных ценностей, а также рассмотрим особенности учёта и распределения ТЗР.

Что такое ТЗР

Какие-либо нормы транспортно-заготовительных расходов на данный момент не установлены. Организации вправе самостоятельно решить, какие затраты будут включены в ТЗР. Главное — зафиксировать установленный перечень в учётной политике. В качестве законодательной базы можно использовать два нормативно-правовых акта:

В общем случае все средства, потраченные на приобретение, доставку и хранение материально-производственных запасов (МПЗ), можно отнести к ТЗР: это в бухгалтерском учёте достаточно популярные статьи расходов. Приведём несколько примеров:

  • затраты на погрузочно-разгрузочные работы и перевозку материалов собственными силами организации (например, погрузка материалов и оборудования в транспортное средство, осуществление грузоперевозки, командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой ТМЦ, и пр.);
  • оплата транспортных услуг, предоставляемых посредником (экспедитором или перевозчиком);
  • дополнительные выплаты, сопутствующие процессам транспортировки и заготовки материалов (стоимость страхования перевозимого груза, таможенные пошлины, плата за временное хранение материалов на железнодорожных станциях, пристанях и т.д.).

Максимально допустимый размер транспортно-заготовительных расходов на оборудование и материалы также определяется организацией (при необходимости) и фиксируется во внутренней учётной политике.

Согласно ФСБУ 5/2019, транспортно-заготовительные расходы полагается включать в фактическую себестоимость запасов. Однако некоторые расходы, которые ранее признавались транспортно-заготовительными, по правилам нового ФСБУ теперь нельзя включать в фактическую себестоимость запасов и, как следствие, в расходы ТЗР. К ним относятся:

  • расходы на складское хранение, за исключением тех случаев, когда хранение запасов является частью производственной технологии (выдержка вина, например), либо связано с условиями его приобретения или создания;
  • проценты по займам и кредитам (кроме тех процентов, которые подлежат включению в стоимость инвестиционных активов);
  • естественная убыль.

Естественной убылью считается уменьшение объёма материально-производственных запасов в связи с естественными изменениями их биологических и физико-химических свойств.

Способы учёта ТЗР

Существует три способа учёта транспортно-заготовительных расходов на материалы, оборудование и прочие МПЗ, которые организация закупает и заготавливает.

  • Определение разницы между фактической и плановой стоимостью запасов с применением отдельных бухгалтерских счетов (15 и 16).
  • Добавление в проводки отдельного субсчёта 10.1 на счёте 10 «Материалы».
  • Включение стоимости транспортно-заготовительных расходов в фактическую стоимость приобретённых МПЗ.

Важно закрепить выбранный способ во внутренней учётной политике компании, наряду с перечнем расходов, относящихся к транспортно-заготовительным.

ТЗР — счета, которые могут быть использованы в бухгалтерских проводках:

  • 10 – Материалы;
  • 10.1 – ТЗР;
  • 15 – Заготовление и приобретение материалов;
  • 16 – Отклонение в стоимости материальных ценностей;
  • 19 – НДС (налог на добавленную стоимость) по приобретённым МПЗ;
  • 20 – Основное производство;
  • 23 – Вспомогательные производства;
  • 25 – Общепроизводственные расходы;
  • 26 – Общехозяйственные расходы;
  • 60 – Расчёты с поставщиками и подрядчиками;
  • 68 – Расчёты по налогам и сборам;
  • 68.2 – НДС;

Теперь рассмотрим каждый способ учёта на конкретном примере.

Вариант 1. Транспортно-заготовительные расходы: счета 15 и 16

ООО «Дубрава» производит керамические изделия. Бухгалтерский учёт материалов ведётся по их плановой стоимости, а расчёт ТЗР — путём вычисления разницы между фактической и плановой стоимостью МПЗ. В ноябре ООО «Дубрава» оформило большую закупку: 50 тонн красной глины по 1 080 рублей за тонну. Итоговая стоимость — 54 000 рублей (включая НДС 20% – 9 000 руб.). Доставка материалов обошлась в 6 000 рублей (включая НДС 20% – 1 000 руб.). Плановая стоимость (учётная цена) тонны красной глины – 800 рублей.

Описание проводки Дт Кт Сумма в рублях
Зафиксирована покупная стоимость глины (без НДС) 15 60 45 000
НДС по купленной глине 19 60 9 000
Зафиксированы расходы на доставку глины (без НДС) 15 60 5 000
НДС по доставке 19 60 1 000
Глина оприходована по учётной цене (плановой стоимости) 10 15 40 000
(800 * 50)
Вычисление разницы между фактической и плановой стоимостью глины на конец месяца (ТЗР без НДС) 16 15 10 000
(45 000 + 5 000 - 40 000)

Вариант 2. Отдельный субсчёт для ТЗР «Материалы» 10.1

ООО «Калинов» занимается производством мебели. Бухгалтерский учёт МПЗ ведётся по фактическим ценам, а для ТЗР предусмотрен отдельный субсчёт 10.10. Компания «Калинов» закупила 10 тонн пиломатериалов по 36 000 рублей за тонну. Итоговая стоимость — 360 000 рублей (НДС 20% — 60 000 руб.). В соответствии с нуждами предприятия объём закупаемых пиломатериалов оказался больше обычного, а доставку требовалось осуществить в экстренном порядке. Поэтому один из сотрудников отправился в командировку, чтобы договориться с поставщиком о дополнительных объёмах и ускоренных сроках. Командировочные расходы составили 15 700 рублей. Доставка груза обошлась в 24 000 рублей (НДС 20% — 4 000 руб.).

Описание проводки Дт Кт Сумма в рублях
Зафиксирована фактическая стоимость пиломатериалов (без НДС) 10.1 60 300 000
НДС оп пиломатериалам 19 60 60 000
Зафиксирована стоимость доставки на отдельном субсчёте счёта 10 «ТЗР по сырью и материалам» (без НДС) 10.1.1 60 20 000
НДС по доставке 19 60 4000
Зафиксированы командировочные расходы в составе ТЗР на том же субсчёте 10.1.1 60 15 700

Вариант 3. Включение стоимости ТЗР в фактическую себестоимость МПЗ

Этот способ учёта актуален для тех предприятий, которые используют ограниченное количество позиций МПЗ.

ООО «Робуста» занимается фасовкой одного вида кофе для последующей розничной продажи. В октябре компания закупила 2 тонны кофейных зёрен на сумму 200 000 рублей (без НДС). Доставка обошлась 45 000 руб. Закупка и перевозка груза осуществлялась перевозчиком, зарплата которого составила 31 174 рублей за октябрь. Сумма социальных взносов на его зарплату — 9 123 руб. Компания «Робуста» отражает ТЗР на том же счёте, что и материалы, включая в их в фактическую стоимость МПЗ.

Описание проводки Дт Кт Сумма в рублях
Отражена покупная стоимость кофейных зёрен (без НДС) 10.1 60 200 000
Зафиксированы расходы на транспортировку (без НДС) 10.1 60 45 000
Отражена заработная плата перевозчика 10.1 70 31 174
Социальные взносы на зарплату перевозчика 10.1 69 9 123

Транспортно-заготовительные расходы: расчёты при списании ТЗР

Каждый раз, когда МПЗ списываются для использования или продажи, вместе с ними полагается списывать и ТЗР, которые им сопутствуют. Если эти расходы уже включены в себестоимость запасов, то в их списании и распределении нет нужды. Если же цена ТЗР учитывалась отдельно от себестоимости МПЗ (первый и второй варианты учёта), то списание невозможно без предварительных вычислений.

В двух первых случаях, которые мы разбирали выше, рекомендуется списывать ТЗР в пропорции к учётной стоимости материалов. Для этого нужно произвести расчёты по двум формулам. Первая нужна для определения коэффициента транспортно-заготовительных расходов, которые списываются. По второй формуле непосредственно рассчитывается размер списываемых ТЗР.

Х = ((ТЗРнм + ТЗРм) / (МПЗнм + МПЗм)) * 100%
ТЗРо = Х * МПЗо

Здесь:

  • Х — процент транспортно-заготовительных расходов, который списывается;
  • ТЗРнм — остаток ТЗР на начало месяца;
  • ТЗРм — сумма ТЗР за месяц;
  • МПЗнм — остаток материалов на начало месяца;
  • МПЗм — сумма поступивших материалов за месяц;
  • ТЗР — сумма списываемых ТЗР;
  • МПЗ — сумма материалов, списываемых на расходы.

Вернёмся к компании «Дубрава», закупающей красную глину для производства керамических изделий (Вариант 1), и на её примере рассмотрим процесс списания ТЗР. Предположим, что на начало ноября остаток материалов (глины) у компании составляет 11 000 рублей, а остаток ТЗР — 4 000 рублей. После ноябрьской закупки компания списала в производство 30 тонн глины. В бухучёте это будут следующие расчёты и проводки:

Х = ((4 000 + 10 000) / (11 000 + 45 000)) * 100% = 25%
ТЗР = 25% * (800 * 30) = 6 000

Описание Дт Кт Сумма в рублях
Списание глины в производство по учётной (плановой) цене 20 10 24 000
Списание ТЗР по 30 тоннам глины, переданной в производство 20 16 6 000

Подведём итоги

Каждая организация самостоятельно определяет, какие расходы отнести к транспортно-заготовительным, основываясь на действующих нормативно-правовых актах. Также предприятия могут выбрать способ учёта ТЗР, наиболее подходящий для их деятельности. Выбор зависит от многих факторов: особенности производства, доля расходов в стоимости МПЗ, остатки МПЗ и т.д. Важно рассмотреть каждый доступный вариант учёта ТЗР, поскольку этот тип расходов может оказывать существенное влияние на финансовые результаты предприятия.

Покупка и транспортировка материалов всегда сопровождаются оформлением сопроводительных бумаг. С 1 сентября 2022 года все желающие могут использовать электронные перевозочные документы (ЭПД). Они имеют ту же юридическую силу, что их бумажные аналоги, но значительно упрощают процессы оформления грузоперевозок.

Для применения ЭПД необходим специальный сервис. «Калуга Астрал» предлагает готовое решение для перехода на электронный документооборот в логистике — «1С-ЭПД». Сервис совместим с большинством конфигураций популярной программы 1С и поддерживает работу со всеми форматами ЭПД. Обновите вашу учётную систему и начните обмениваться электронными перевозочными документами с вашими контрагентами.

Отчётность, в том числе бухгалтерскую, тоже можно сдавать в электронном виде. Для этого есть подходящий сервис — «1С-Отчётность». Оформляйте и сдавайте отчётность в контролирующие органы, не меняя привычного интерфейса вашей учётной системы. Сервис поддерживает работу с отчётами по всем направлениям: ФНС, СФР, ЦБ, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС.

Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог


Автоматизируйте электронный документооборот логистики

Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту

Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся

Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота

Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО

Оставить заявку

Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы

/upload/iblock/477/0ik63uftwo08ssen2ikxmutv64h3j5nx/formepd.png
Комментарии для сайта Cackle
{{FORM-FEEDBACK3 data-uname="65" data-color-brand="skycyan" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
autohello-finger