КЭП – что такое квалифицированная электронная подпись
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Что такое КЭП

06.06.2024

вопросы

КЭП: что это такое? Такой вопрос возникает у пользователей, которые только начинают знакомиться с электронным документооборотом и сталкиваются с необходимостью подписывать документы онлайн.

В статье разберём, что такое квалифицированная электронная подпись, как оформить сертификат КЭП и почему этот вид подписи является самым надёжным и универсальным.

Что такое КЭП и как она работает

Квалифицированная ЭЦП признаётся равнозначной собственноручной подписи, позволяет идентифицировать её владельца и защищает подписанный документ от изменения. Подписанные КЭП документы имеют такую же юридическую силу, как и собственноручно подписанные.

ЭЦП — это устаревшее понятие, которое может применяться к КЭП. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись». Однако аббревиатуру ЭЦП используют в названиях продуктов для работы с ЭП. Например, Рутокен ЭЦП 3.0 или КриптоПро ЭЦП Browser plug-in.

Процесс подписания электронного документа с помощью КЭП основывается на криптографических методах. Для создания подписи используются криптопровайдер, например, КриптоПро CSP, закрытый ключ и сертификат ключа проверки ЭП, выданный аккредитованным удостоверяющим центром.

Выбрать подходящую лицензию КриптоПро CSP для электронной подписи рекомендуем в нашем интернет-магазине. Оставьте короткую заявку для бесплатной консультации специалиста.

Закрытый ключ электронной подписи — это уникальная последовательность символов. Хранится только у владельца и известен только ему. Сертификат ключа проверки содержит информацию о владельце сертификата и ключе проверки ЭП.

В отличие от простой электронной подписи, которая зачастую основана на логине и пароле, КЭП использует криптографические алгоритмы и поэтому называется усиленной. В связи с этим можно встретить сокращение УКЭП.

Порядок получения и использования КЭП строго регламентируется Федеральным законом № 63-ФЗ «Об электронной подписи» и внутренними правилами (регламентами) удостоверяющего центра.

О том, как выглядит квалифицированная электронная подпись, можно прочитать здесь.

Где применяется квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Так как квалифицированная ЭП является равнозначной рукописному аналогу, то ею можно подписать любой электронный документ или файл. Например, таких форматов как: Microsoft Office, PDF, XML, txt и многих других. Также она служит инструментом для аутентификации и авторизации на различных торговых площадках, интернет-порталах и в информационных системах.

Для чего можно использовать КЭП:

Можно ли оформить универсальную КЭП

Создать универсальную электронную подпись для абсолютно любого электронного взаимодействия нельзя. Каждый вид подписи имеет свою сферу применения. Больше всего функций можно выполнить с УКЭП, но и её возможности ограничены и зависят от того, кем именно является пользователь.

Например, с УКЭП физического лица не получится совершать сделки, касающиеся бизнеса, без использования машиночитаемой доверенности и соответствующих полномочий. А директор организации не сможет с помощью подписи юрлица, оформленной на его имя, продать собственную квартиру или автомобиль.

УКЭП универсальна только в рамках правового поля, касающегося такой подписи. Так, физическое лицо может подтвердить своё авторство, участвовать в торгах, устроиться на работу или оформить сделку по купле/продаже. УКЭП первого лица организации подойдёт для всех действий, выполняемых от имени юридического лица.

Для представителей бизнеса более универсальная будет УКЭП, записанная на криптографический токен, например, Рутокен ЭЦП 3.0. Такую подпись можно использовать в том числе и для ЕГАИС.

Срок изготовления сертификатов КЭП

Законодательство не устанавливает точных сроков для выдачи сертификата квалифицированной электронной подписи. Поэтому время, необходимое для получения КЭП, может зависеть от нескольких факторов:

  • Выбор удостоверяющего центра — каждый УЦ имеет свой график работы, порядок приёма и сроки обработки заявок.
  • Правильность состава документов — необходимо, чтобы все документы соответствовали требованиям и были в наличии.
  • Загруженность УЦ — в периоды высокой нагрузки время ожидания может увеличиться.

Отметим, что УЦ ФНС выдаёт КЭП заявителям, как правило, в день обращения, за исключением редких случаев, когда требуется дополнительная проверка документов.

Чтобы оформить сертификат КЭП без задержек, рекомендуем заранее проверить документы, выбрать УЦ с хорошей репутацией и отзывами и посетить его в период наименьшей загруженности.

Какие документы нужны для получения КЭП

Для получения сертификата квалифицированной электронной подписи вам понадобятся следующие документы:

  1. Заявление на получение сертификата КЭП. Его можно заполнить онлайн или на месте при посещении УЦ.
  2. Паспорт для подтверждения личности.
  3. Номера СНИЛС и ИНН.
  4. Для УЦ ФНС — документы, подтверждающие регистрацию в качестве юридического лица.

Как получить подпись

Оформить сертификат КЭП можно только в аккредитованном удостоверяющем центре. Выбор УЦ зависит от того, кто будет использовать электронную подпись. Перечислим, куда обращаться:

  • участникам финансового сектора — УЦ Банка России;
  • работникам и руководителям бюджетных организаций — УЦ Казначейства;
  • нотариусам, индивидуальным предпринимателям и директорам юридических лиц — УЦ ФНС и доверенные лица налоговой;
  • физическим лицам, сотрудникам ИП и коммерческих организаций — аккредитованные коммерческие удостоверяющие центры.

Нотариусы, ИП и руководители организаций при выпуске сертификатов через УЦ ФНС должны иметь при себе USB токен формата тип-A, который имеет сертификацию ФСБ или ФСТЭК России.

Выбрать подходящий носитель для сертификата КЭП рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлены только сертифицированные модели токенов.

Представители бизнеса могут обратиться в любое отделение налоговой, вне зависимости от регистрации или местоположения. Выбрать можно любое подходящее или ближайшее отделение ФНС. Предварительно записываться не нужно. Обслуживание происходит в порядке живой очереди.

УЦ «Калуга Астрал» поможет с выпуском УКЭП юрлица и ИП. Для получения подписи рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Наши специалисты помогут сэкономить время на идентификацию, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.

Для оформления сертификата КЭП физического лица нужно выбрать аккредитованный Минцифры УЦ. Перечень УЦ можно найти на сайте ведомства. Для выпуска сертификта КЭП требуется лично посетить удостоверяющий центр и подтвердить свою личность.

Клиенты удостоверяющего центра «Калуга Астрал» могут оформить сертификат КЭП удалённо без посещения офиса. Для этого достаточно ранее выпущенной неистекшей электронной подписи или подтверждённой биометрии на Госуслугах и стабильного соединения с интернетом.

УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска УКЭП — Астрал Подпись и 1С-ЭТП. Квалифицированные сертификаты придают цифровым документам юридическую значимость и позволяют подписывать кадровую документацию.

Для подписи документов от имени организации сотруднику понадобится машиночитаемая доверенность.

Создавать МЧД удобно с сервисом «Астрал Доверенность». Решение позволяет оформить МЧД на сотрудника или доверенное лицо в короткий срок. Директору или предпринимателю достаточно выбрать тип машиночитаемой доверенности, заполнить данные и подписать документ своей КЭП.

Чем отличается квалифицированная ЭЦП от неквалифицированной

НЭП — это более доступный вид электронной подписи, но с ограниченной сферой применения. Её могут выдавать как аккредитованные, так и не аккредитованные удостоверяющие центры. Требования идентификации пользователей в ней не такие строгие. НЭП подходит для внутреннего документооборота, но не подойдёт для сдачи отчётности в госорганы, например, налоговой. Чтобы использовать НЭП для обмена документами с контрагентами, необходимо заключить с ними дополнительное соглашение.

Подробнее об отличиях мы писали здесь.

Подведём итоги

Квалифицированная ЭП — это самый надёжный вид электронной подписи, обеспечивающий самый высокий уровень безопасности и юридическую значимость электронных документов. При помощи КЭП можно зарегистрироваться на торговых площадках, использовать системы электронного документооборота с контрагентами, работниками, сдавать электронную отчётность, а также множество других документов.

Продукты по направлению

Доки

Сервис электронного документооборота с контрагентами

Астрал Подпись

Электронная подпись для ФЛ, работы на госпорталах, участия в торгах и ЭДО

1С-ЭТП

Сервис получения ЭП и поиска аукционов из программы 1С

Оставить заявку

Еще не определились? Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="39" data-color-brand="indigo" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
{{FORM-FEEDBACK2 data-uname="39" data-color-brand="white" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
autohello-finger