Оферта: условия, сроки и правила составления документа
С 1 апреля повышаем стоимость на все тарифы сервиса Астрал Отчет 5.0
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
20 декабря 2022
11628
Оферта: что это такое и в чём её особенности
Бизнес

Оферта: что это такое и в чём её особенности

Продажа услуг или товара не всегда требует подписания договора на бумаге или в электронном виде. Он может иметь и устную форму, а предваряет его заключение оферта. В статье расскажем, что из себя может представлять оферта, каких типов она бывает, какие условия оферты считаются существенными, а также о других её особенностях

Что такое оферта

Офертой называется предложение заключить договор на определённых условиях. Выглядеть это может по-разному. Например, в виде отдельного пункта в меню ресторана быстрого питания: «скидка 30% на все бургеры с 19:00 до 21:00». Карточка товара в интернет-магазине с описанием характеристик и фотографиями — тоже оферта. Ещё пример — практикующий психолог, который говорит собеседнику по телефону: «Два часа сеанса терапии будут стоить две тысячи рублей. Оплату принимаю наличными или на карту».

Главное, чтобы были обозначены существенные условия оферты. Это необходимо, чтобы было понятно, какой товар или какие услуги предлагаются и по какой цене.

Определение оферты закреплено в п.1 ст. 435 Гражданского кодекса РФ.

Оферта приводит к договору в случае акцепта, то есть согласия. Обычно в оферте указано, что именно считается согласием. Чаще всего акцептом принято считать оплату.

Примеры акцепта:

  • покупатель просит бургер и протягивает деньги — заключение договора купли-продажи;
  • пользователь нажимает кнопку «Купить» и оплачивает заказ — заключение договора купли-продажи;
  • клиент соглашается с условиями психолога и договаривается о времени приёма — заключение договора по оказанию услуг.

Оферта может быть двух видов: публичная и непубличная.

Публичная оферта предлагает сделку всем заинтересованным без каких-либо ограничений. Целью публичной оферты является заключение договора с любым клиентом, который готов дать своё согласие. Примеры: рассылка со специальным предложением по электронной почте, публикация с описанием услуги на сайте, реклама скидочного предложения на щите и тому подобное.

Непубличная оферта — предложение заключить договор для конкретного лица. Только адресат может согласиться на него. Для всех остальных лиц условия оферты могут быть другими

Чем оферта отличается от договора

Разница между офертой и договором довольно проста: оферта — предложение заключить сделку, а договор — уже действующее соглашение. Для большей наглядности приведём формулу:



Иногда на сайтах компаний можно встретить уточнение о том, что организация работает «по договору-оферте» или «по договору оферты». Писать так — некорректно, поскольку это совершенно разные термины. Нельзя «заключить оферту». Такие формулировки являются результатом смешивания терминов, которое, в свою очередь, приводит к недопониманию.

Какие условия оферты считаются существенными

Чтобы оферта была принята, должны быть согласованы её существенные условия. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ, существенными являются:

  • условия о предмете договора;
  • условия, необходимые для заключения договора, в соответствии с требованиями закона или другого правового акта;
  • условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Так, существенными условиями оферты для договора купли-продажи являются предмет договора, цена объекта и условия продажи.

Какого-то общего списка существенных условий для всех видов договора не предусмотрено, поэтому в момент составления оферты необходимо учитывать требования законодательства к договорам конкретного вида. Например, требования к договорам возмездного оказания услуг, установленные нормами ст. 779 ГК РФ. Или Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 № 2463 об утверждении правил продажи розничных товаров, а также нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (в редакции от 5 декабря 2022 года) «О защите прав потребителей», если вы торгуете в розницу.

Если же вы заключаете с клиентом договор в письменной форме, удобнее всего формировать документы в электронном виде. Подключитесь к сервису Доки для электронного документооборота. Вы сможете мгновенно передавать контрагенту подписанные электронные документы, отслеживать их статус, хранить документацию в облаке. ЭДО позволит вам сэкономить на бумаге и копировальных расходниках. Попробуйте сервис бесплатно!

Из каких частей состоит оферта: типовой образец

Чтобы уменьшить риски претензий со стороны клиентов, необходимо чётко и недвусмысленно обозначить все существенные условия оферты. Поэтому, помимо устной оферты, следует разработать её письменный вариант.

Рассмотрим по пунктам типовой образец оферты, в которой содержится максимум сведений.

  1. Заголовок
  2. У документа должно быть понятное название. Необходимо обязательно указать, что предложение является офертой.

  3. Сведения о продавце
  4. Сведения о компании должно включать:

  • наименование организации;
  • должность и ФИО представителя компании;
  • банковские реквизиты;
  • контактные данные.

Нужно кратко описать, на чём ваша организация специализируется, какое у неё основное направление деятельности.

Информацию о продавце можно разместить в любой части оферты, но чтобы не сильно загружать структуру, в начале можно указать название организации, а реквизиты и контактные данные прописать в конце.

  • Сведения о клиентах
  • Укажите, кто может воспользоваться офертой (физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели). Если она предназначена для определённых типов клиентов, уточните, для каких. Например, для новых клиентов или жителей конкретного региона.

    Ограничивать клиентов по полу, социальному статусу, национальности, вероисповеданию и другим признакам нельзя. Это будет считаться дискриминацией.
  • Разъяснение терминов
  • Нужно пояснить, что понимается под используемыми терминами: «Продавец», «Клиент», «Оферта», «Акцепт» и так далее. Это необходимо, чтобы не допустить двусмысленности.

  • Суть предложения
  • Дайте описание основной сути сделки: что именно предлагается и какие у предложения условия. У клиента не должно возникать вопросов относительно того, что он получит после своего согласия.

  • Описание предмета сделки
  • Описание услуги или характеристики товара могут включать только основные сведения. Для ознакомления с более подробным описанием продукта можно дать ссылку на сайт.

  • Стоимость и условия оплаты
  • Стоимость продукта указывается за единицу или за период. В информации об общей стоимости должны учитываться скидки, доставка и тому подобное. Если при оплате взимается дополнительная комиссия, это нужно обязательно отметить.

    Имеет смысл дать ссылку на сайт с подробной информацией о стоимости, если у товаров и тарифов на услуги разные цены

  • Способ и порядок оплаты
  • Помимо стоимости продукта, необходимо указать способ его оплаты: через сайт или с помощью терминала, наличными или банковской картой, передать наложенным платежом или вручить курьеру. Укажите все возможные варианты оплаты.

    Если оплата принимается поэтапно, должен быть расписан порядок приёма платежей с указанием точных сроков.

  • Срок действия оферты
  • Период действия оферты, в течение которого клиент может дать согласие, также должен быть указан, особенно если предложение ограничено по сроку.

    Отзывать оферту в течение указанного срока нельзя, за исключением тех случаев, когда возможность и условия отзыва прописаны в оферте.
  • Условия акцепта
  • Укажите, какие действия адресата будут признаваться в качестве акцепта и согласия на заключение договора. К примеру, отметка в чекбоксе рядом с фразой «Я принимаю условия оферты» или оплата заказа.

    Акцептом лучше выбрать то действие, которое проще доказать. Если акцептом будет признаваться оплата покупки, то банк сможет подтвердить принятие оферты клиентом, поскольку он совершил оплату.

  • Условия поставки
  • Укажите способы получения товара или услуги: самовывоз, доставка курьером или почтой, через онлайн-платформы (если это для онлайн-услуга).

  • Порядок изменения оферты
  • Если предполагается возможность изменения оферты, нужно прописать, в каких случаях произойдут изменения, что это будет означать для клиента и каким образом он получит уведомление об изменении оферты. Изменения автоматически становятся действительными только для новых клиентов. Чтобы изменения распространялись на текущих клиентов, нужен повторный акцепт. Необходимо детально описать правила пересогласования изменённой оферты.

  • Порядок решения споров
  • Подробно пропишите порядок составления претензии, замены товара и возврата в рамках досудебного решения конфликтных ситуаций. Укажите условия судебного урегулирования, юрисдикцию договора, ссылки на регулирующие законы.

  • Порядок использования персональных данных
  • Продавец, запрашивающий персональные данные клиентов, несёт ответственность за их дальнейшее использование. Если вы запрашиваете персональные данные, в оферте необходимо пояснить, для чего она вам. Кроме того, следует указать, как вы будете её хранить. Дайте в оферте ссылку на «Соглашение об использовании персональных данных».

  • Призыв к действию
  • Укажите, куда можно обратиться в случае возникновения вопросов, а также контакты для связи с представителем компании.

    Выводы

    Для заключения сделки не всегда нужно подписывать договор на бумаге или вести с клиентом электронный документооборот. Для этих целей можно использовать оферту, согласие с которой равнозначно заключению договора. Существенные условия оферты должны быть максимально понятны адресату, чтобы было ясно, что именно предлагается и по какой цене. При составлении оферты необходимо руководствоваться требованиями законодательства по конкретному виду договора.

    А если договор заключается в письменном виде, используйте сервис для обмена электронными документами Доки. Это быстрее и выгоднее!
    11628
    Комментарии для сайта Cackle
    Предыдущая статья
    Следующая статья
    Следующая статья
    autohello-finger