В 2024 году в России действует обязательная маркировка биологически активных добавок (БАД) к пище. Такое решение было принято по результатам пилотного проекта, который закончился 1 марта 2023 года. В эксперименте приняли участие более 8 000 компаний. Участники рынка БАДов отработали механизмы взаимодействия, нанесения кодов, передачи прав собственности и реализации товаров. Такая мера защитит права потребителей и предотвратит продажу подделок.
Также с 1 мая 2024 года в России все участники, осуществляющие оборот БАДов, должны начать передавать сведения в формате объёмно-сортового учёта (о движении маркированной продукции между участниками) через ЭДО.
В статье подробно расскажем, что такое обязательная маркировка БАД, какие нормативно-правовые акты её регулируют и каковы последствия, если не соблюдать правила нанесения специальных кодов идентификации. Также поговорим об основных изменениях, связанных с отчётностью с помощью ЭДО: зачем это нужно и как выбрать электронный документооборот.
Обязательная маркировка БАД: постановление и основные требования
Обязательная маркировка БАДов была введена Минпромторгом согласно Постановлению Правительства России от 31.05.2023 № 886. Оно устанавливает не только срок начала мероприятий по нанесению специальных кодов, но и различные этапы внедрения идентификации биологически активных добавок.
В 2024 году все производители, импортёры и продавцы БАДов к пище должны:
- Быть зарегистрированы в системе маркировки и прослеживаемости «Честный ЗНАК». Сделать это можно на официальном сайте, создав Личный кабинет.
- Описать товар в Национальном каталоге.
- Нанести специальные коды идентификации на упаковку.
- Категорически не допускать в продажу немаркированные биологически активные добавки.
- Передавать сведения о вводе в оборот товара в «Честный ЗНАК».
- Отправлять информацию о поэкземплярном выводе продукции из оборота с применением кассового аппарата.
Нововведения в маркировке БАДов
Согласно Постановлению Правительства № 866, срок нового этапа маркировки пищевых БАДов назначен на 1 мая 2024 года. Все участники товарооборота должны будут передавать информацию о движении маркированной продукции между участниками через электронный документооборот. Для этого необходимо:
- Выбрать оператора ЭДО.
- Внедрить электронный документооборот в организации.
- Протестировать его с контрагентами и полностью настроить.
Как работать с маркировкой биологически активных добавок
Обмен данными о БАДах осуществляется через Единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров «Честный ЗНАК». Оператором информационной системы выступает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). В качестве средства идентификации используется двумерный штрихкод DataMatrix. Его наносят на каждую единицу товара биологически активных добавок.
так выглядит маркировка в формате DataMatrix
Обязательная маркировка БАДов в России состоит из следующих шагов:
- Изготовитель заказывает коды маркировки в системе, регистрирует и наносит их на упаковку биологически активных добавок. Так продукция вводится в оборот.
- Во время отгрузки дистрибьютору направляется универсальный передаточный документ (УПД), который содержит коды маркировки (или информацию о GTIN и количестве товара, что допустимо на время действия объемно-сортового учёта до 1 сентября 2025 года).
- Посредник принимает биологически активные добавки, сверяет данные УПД с фактическим приходом товара, подтверждает документ и отправляет сведения в систему маркировки.
- Дистрибьютор формирует УПД для магазина или аптеки и передаёт документ при отгрузке товара.
- Магазин сверяет данные документа с фактической поставкой и подтверждает приёмку в системе.
- При продаже товар сканируется на кассе, данные автоматически отправляются в систему маркировки, и код выбывает из оборота.
- Покупатель может проверить товар в приложении «Честный ЗНАК». Достаточно отсканировать код идентификации.
Перечень БАД, подлежащих маркировке
Полный перечень БАДов, подлежащих обязательной маркировке, содержится в Постановлении Правительства России от 31.05.2023 № 886. Он выглядит как коды ТН ВЭД ЕАЭС, которые можно определить с помощью Классификатора. В список включена такая продукция, как жиры и рыбные масла, провитамины, витамины и их производные, зерновые продукты для завтрака, фруктозные сиропы, шоколадные изделия, белковые концентраты и различные пищевые добавки.
Штрафы при работе с маркировкой БАД
Так как маркировка биологически активных добавок становится обязательной, за несоблюдение соответствующего законодательства применяются штрафы. Нарушителей ждёт как административная, так и уголовная ответственность.
Правонарушение | Административная ответственность | Уголовная ответственность |
---|---|---|
Продажа БАДов без кодов маркировки |
|
– |
Отсутствие маркировки, совершённое в сговоре и в особо крупном размере | До 1 000 000 рублей | Лишение свободы до 5 лет |
Производство, хранение, перевозка и приобретение с целью последующего сбыта или продажа поддельных кодов маркировки для БАДов. | До 300 000 рублей | Лишение свободы сроком от 3 до 6 лет. |
С полным перечнем штрафов по маркировке БАДов можно ознакомиться в нашем материале.
Как подготовиться к маркировке БАДов
Если вы являетесь новым участником товарооборота БАДов, вам необходимо ответственно подойти к работе с товарами,требующими маркировки. Для этого необходимо выполнить несколько шагов.
Всем участникам рынка пищевых биологически активных добавок понадобится зарегистрироваться в системе «Честный ЗНАК». Для этого нужна квалифицированная электронная подпись (по Постановлению Правительства № 866), настройка рабочего места и покупка специального оборудования. Также необходимо подключить электронный документооборот для передачи необходимых сведений.
Получение КЭП и регистрация в системе «Честный ЗНАК»
Получение КЭП для обязательной маркировки БАДов и регистрация в системе «Честный ЗНАК» происходит следующим образом.
Первый шаг – оформление усиленной квалифицированной электронной подписи на имя директора организации или индивидуального предпринимателя. Её выдача осуществляется только в удостоверяющем центре ФНС России.
Второй шаг – установка программного обеспечения для работы с КЭП. Понадобятся драйверы ключевого носителя, средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и плагин для браузера. Одним из самых популярных производителей таких программ является Российская компания КриптоПро.
Финальный шаг – отправка заявки на регистрацию в системе «Честный ЗНАК». Пользователю требуется перейти по этому адресу и выполнить проверку на соответствие. Сайт проведёт диагностику операционной системы, браузера, криптографического плагина и программного обеспечения. Потом зайти в личный кабинет с помощью сертификата электронной подписи и отправить заявление на регистрацию в системе. Срок рассмотрения заявление составляет до трёх рабочих дней.
Выбор оборудования для маркировки БАД
Оборудование для маркировки биологически активных добавок нужно выбирать исходя из своей роли, бюджета, потребностей, объёмов производства и продаж. Список устройств выбирается индивидуально для каждой компании, например:
- Изготовителям БАДов обязательно понадобится принтер для печати этикеток.
- Складам — терминалы сбора данных.
- Магазинам — онлайн-касса с 2D-сканером.
Чтобы вести автоматизированный учёт, всем участникам рынка требуется установить товароучётную программу. Для обмена электронными документами с контрагентами понадобится заключить договор с оператором ЭДО.
Подключение к ЭДО
Чтобы ваша работа с маркировкой соответствовала законодательству РФ и работала без перебоев, важно тщательно подойти к выбору оператора ЭДО. Оператор электронного документооборота – это специализированная компания или организация, которая:
- Предоставляет услуги по обработке, передаче и хранению электронных документов для своих клиентов.
- Обеспечивает безопасность и конфиденциальность информации.
- Гарантирует соблюдение законодательства в области электронного документооборота.
- Предоставляет техническую инфраструктуру для обмена документами.
Чтобы подключиться к ЭДО, необходимы выбрать надёжного оператора и заключить с ним договор. Более подробно о том, как его найти, разберём в следующей главе.
Как найти качественного оператора ЭДО
При его поиске рекомендуется учитывать несколько ключевых аспектов. Сначала обратите внимание на репутацию и опыт компании, а также на количество её клиентов. АО «Калуга Астрал» входит в перечень доверенных операторов ЭДО с 2012 года. Помимо электронного документооборота, предоставляет услуги в сфере электронной отчётности, электронной подписи, передачи фискальных данных и др.
Другим значимым аспектом может быть наличие дополнительных услуг, предлагаемых оператором ЭДО. Компании могут предлагать всевозможные варианты, начиная от автоматизации процессов и интеграции с другими системами до создания электронного архива документов.
Также при использовании сервиса вы можете отправлять документы целым пакетом, электронно подписывать необходимые бланки, хранить и быстро находить всю необходимую информацию в облаке и многое другое
Главный плюс использования Доки – это возможность работы в веб-версии сервиса, которая позволит взаимодействовать с документами без привязки с 1С. Где бы вы ни находились, дома или в отпуске, вы с лёгкостью можете открыть базу на любом компьютере или смартфоне.
Доки поддерживает отправку и приём документов, содержащих информацию о товарах, которые подлежат маркировке и прослеживаемости. В веб-кабинете вы сможете найти любую документацию, отправленную и полученную за всё время работы.
Напоследок, не забывайте учитывать стоимость услуг ЭДО. Это может варьироваться в зависимости от объёма документооборота, количества пользователей и других дополнительных услуг.
Для новых клиентов Доки, ранее не использовавших сервисы ЭДО с контрагентами от АО «Астрал», при подключении услуг доступно спецпредложение – безлимитные отправки документов бесплатны со сроком 3 месяца. Такой формат подойдёт для небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, которые работает с небольшим потоком документации.
Если же вы уже работали с сервисами ЭДО нашей компании, вам доступны другие предложения. Минимальный тариф составляет 1 500 рублей в год (все входящие документы бесплатно, входящие – 200 документов). Всего клиентам АО «Астрал» доступно 11 вариантов тарифов.
Более подробно обо всех тарифах ЭДО вы можете узнать здесь.