Договор перевозки груза морским транспортом
Согласно требованиям документа перевозчик обязуется доставить груз, который ему передал отправитель, в порт назначения и передать его лицу, уполномоченному на получение груза
Тарифы 1С-ЭПД
Обмен перевозочными документами в 1С
Договор морской перевозки
Договор морской перевозки — это соглашение между двумя сторонами, по которому перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в определённый пункт назначения. При этом отправитель или фрахтователь обязуется уплатить за эту услугу установленную плату.
В статье рассмотрим виды договоров морской перевозки грузов и пассажиров, их формы, а также ответственность и обязанности сторон.
Виды договоров морской перевозки
В зависимости от предмета договора морской перевозки выделяют два основных вида:
- договор морской перевозки пассажиров и багажа;
- договор морской перевозки грузов.
Ниже представлены примеры заполнения договоров морской перевозки:
Договор морской перевозки пассажиров
Договор морской перевозки пассажиров заполненный
Договор морской перевозки грузов
Договор морской перевозки грузов заполненный образец
Форма договора
В настоящее время все бланки для морских перевозок, в том числе договоры, заполняются на бумаге. Участники перевозок вносят информацию вручную, что грозит ошибками при заполнении и требует значительных затрат времени. Также расходуются материальные ресурсы на печать, хранение, пересылку документов. Электронное взаимодействие в данной области пока не используется.
Однако цифровизация в транспортной сфере активно развивается, и скоро у участников морской перевозки появится возможность использования единого информационного пространства. Эксперимент, направленный на интеграцию систем ЭТРАН и ГИС ЭПД, уже планируется провести на площадке Владивостокского торгового морского порта. Благодаря использованию цифровых технологий процесс перевозок станет более простым и удобным. Но пока этот переход на ЭДО не завершён, заполнение бумажных бланков остаётся необходимым звеном в цепи морских перевозок.
Система ГИС ЭПД уже используется в железнодорожной и транспортной отраслях. Если для доставки груза до морского порта требуется использование этих видов транспорта, можно применять электронный документооборот. Для этого нужно обратиться к аккредитованному оператору обработки транспортных документов.
Рекомендуем использовать онлайн-сервис 1С-ЭПД. Он позволяет взаимодействовать с ИС ЭПД. «Калуга Астрал» — является оператором по обработке перевозочных документов на железнодорожном (Ж/Д) транспорте. Аккредитован не только Минтрансом, но и Минцифры, что позволяет выпускать электронные подписи 1С-ЭТП. В каталоге представлены тарифы для физических лиц. Индивидуальные предприниматели и руководители юрлица могут воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ.
Договор морского фрахтования
Контракт на морской фрахт — это соглашение между двумя субъектами, один из которых предоставляет транспортное средство для выполнения рейсов за заявленную плату. Составляется в письменном виде.
Сторонами договора выступают фрахтовщик, который предоставляет судно в аренду, и фрахтователь — его клиент. В зависимости от нужд заказчика документ заключают на определённый срок, определённое количество рейсов. Также клиенту может быть предоставлено судно вместе с экипажем.
Договор на фрахт морского транспорта заключается для транспортировки больших партий груза или для товаров, имеющих определённые свойства.
Договор морской перевозки грузов
Нормативная база и условия договора морской перевозки груза регулируется Кодексом Торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023).
Договор перевозки груза морским транспортом — это соглашение, по которому перевозчик обязуется перевезти груз в определённый пункт назначения, а грузовладелец обязуется уплатить за услугу установленную плату.
Договор перевозки морем может быть составлен с определёнными условиями:
- чартер — это договор, при котором для морской перевозки груза предоставляется всё судно, его часть или определённые помещения;
- без вышеуказанных условий — перевозчик сам определяет, где расположить груз на судне и какие техусловия предоставить.
Заключение договора перевозки груза морским транспортом подтверждается коносаментом.
Чтобы избежать проблем в будущем, необходимо знать, как правильно заполнить договор морской перевозки. В документе необходимо указать следующие пункты:
- Информацию об отправителе и получателе груза.
- Точку отправления и назначения.
- Подробное описание груза, включая его тип, вес, объём и другие характеристики.
- Дату отгрузки и доставки.
- Условия оплаты и цены за перевозку.
- Обязанности и ответственность перевозчика и грузоотправителя.
- Сведения о транспортном средстве, осуществляющем перевозку.
- Условия страхования груза.
- Порядок урегулирования споров и претензий.
Также в договоре необходимо определить сталийное время. Это отрезок времени, который предоставляется для погрузки груза. Если его не будет в договоре, время погрузки определяется портом.
Особенности оформления и содержания договоров морской перевозки зависит от специфики груза и требований сторон, но не должны нарушать требования законодательства.
Обязанности перевозчика при перевозке и выгрузке
Перевозчик обязан подать судно в порт погрузки, указанный отправителем в договоре морской перевозки. Порт должен быть пригодным для безопасного нахождения, погрузки, выгрузки и выхода в море. Если порт будет не соответствовать условиям безопасности или не будет указан в договоре, перевозчик вправе отказаться от выполнения услуг и потребовать возмещение понесённых убытков.
Если место погрузки непригодно, судно может быть подано перевозчиком в предназначенное для этого место, которое обычно используется портом. Отправитель может потребовать, чтобы судно было поставлено в другое место погрузки за его счёт.
Перевозчик обязан уведомить отправителя о готовности судна к погрузке груза. Уведомление подаётся в письменной форме. День и час подачи определяются соглашением сторон, при отсутствии соглашения — правилами выбранного порта.
Если судно не готово к погрузке груза в указанное в уведомлении время, отправитель вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков.
Представим, что российская компания заключила договор морской перевозки груза с датским перевозчиком. Согласно договору, груз должен быть перевезён из Санкт-Петербурга в Копенгаген. Перевозчик обязан подать судно в порту Санкт-Петербурга не позднее 15 июля. Если судно не будет готово к погрузке в указанное время, фрахтователь вправе потребовать от перевозчика возмещения убытков. Время погрузки определяется соглашением сторон. Если стороны не договорились о времени, погрузка происходит по правилам порта Санкт-Петербурга. Погрузка груза задерживается из-за погодных условий, отправитель обязан возместить перевозчику причинённые убытки.
Обязанности отправителя
Отправитель обязан указать безопасный порт для судна и экипажа и вовремя привезти груз для погрузки. Также заказчик должен возместить убытки, если задержка погрузки произошла по его вине. Оплата потребуется, если перевозчик осуществил груз раньше сталийного времени.
Отправителю необходимо предоставить все необходимые сертификаты и маркировку для своего груза.
Ответственность перевозчика
Перевозчик несёт полную ответственность за сроки доставки, потерю и повреждение груза с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи.
Перевозчик не несёт ответственности за утрату или повреждение груза, если эти события произошли по причинам, которые от него не зависели. Например, если груз был повреждён из-за стихийного бедствия, пожара, военных действий или забастовки. Полный перечень причин указан в ст. 166 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Однако если перевозчик не соблюдал правила перевозки груза, не обеспечил его надлежащую упаковку или не выполнил свои обязанности по договору, то возместить ущерб он должен.
Если груз не выдан получателю в указанное по договору время, то доставка считается просроченной. Если груз не выдан в течение 30 дней, груз считается утраченным.
Ответственность фрахтователя
Ответственность за ущерб, нанесённый перевозчику, лежит на отправителе и фрахтователе. Чтобы избежать возмещения убытков, необходимо привести доказательства того, что ущерб возник не по их вине или не по вине тех людей, за чьи действия или бездействие они несут ответственность.
Договор перевозки по коносаменту
Коносамент — это товарно-транспортный документ, подтверждающий заключённый договор морской перевозки между отправителем и перевозчиком. Как правило, его выдают после погрузки груза на судно по требованию заказчика морской транспортировки. Этот документ предъявляется при получении груза в порту назначения.
Коносамент может быть составлен на определённое лицо, такой документ будет именным, или на предъявителя — ордерный. Экземпляров оригинала документа может быть несколько. Как только по одному из них будет получен груз, действие остальных аннулируется.
Форма коносамента создаётся в типографии и заполняется вручную. В нём указывают всю информацию о перевозке. Подробнее с содержанием можно ознакомиться в подп.3 - 8 п.1 ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Рейсовый чартер
Чартерный договор заключается только между фрахтователем и перевозчиком. Документ должен включать в себя имена сторон, название судна, тип и вид груза, стоимость фрахта, место погрузки груза и место назначения или курс судна. По взаимному согласию сторон в чартер могут быть внесены дополнительные условия и замечания.
Международная морская перевозка грузов
Международный договор морских перевозок составляется так же, как и договор для внутренних сообщений. Также международный договор может быть чартерным. Составляется в письменном виде на языках сторон или на согласованном между ними языке.
Международный договор морских перевозок может быть оформлен для импорта или экспорта товаров или для перемещения груза из одной страны в другую между иностранными портами. Такие виды перевозок регулируются рядом нормативно-правовых документов, в том числе Брюссельской конвенцией о коносаменте, Правилами Гаага-Висби и Конвенцией ООН о морской перевозке грузов.
Документ содержит в себе:
- условия приёмки и передачи груза;
- требования к перечню обязательных документов;
- обязанности и права;
- принцип разрешения хозяйственных споров.
В морском судоходстве применяются различные формы организации перевозок: линейная, регулярная, рейсовая и трамповая форма. Эти формы организации предусматривают различные системы оплаты перевозок, включая использование фрахтовых ставок и линейных тарифов.
Договор морской перевозки пассажиров и багажа
Согласно 9 главе Кодекса Торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 28.02.2023), договор морской перевозки пассажиров — это соглашение между перевозчиком и пассажиром.
В рамках этого договора перевозчик берёт на себя обязательство перевезти пассажира и его багаж до места назначения, определённого маршрутом морского судна. Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить стоимость проезда за себя и свой багаж. При условии оплаты только услуги грузовой перевозки, пассажиром также считается лицо, сопровождающее этот груз.
Любой договор о перевозке пассажиров, который не соблюдает правила российского кодекса торгового мореплавания, признаётся недействительным.
Ответственность перевозчика
Согласно международному праву, перевозчик несёт ответственность за здоровье и безопасность пассажира на требованиях Международной конвенции о безопасности жизни на море (SOLAS).
- Перевозчик обязан предусмотреть и соблюдать все возможные меры безопасности: обеспечение спасательного оборудования, наличие квалифицированного персонала, включая медицинский, соблюдение пожарной охраны на борту судна и т.д.
- В случае наступления болезни или травмы перевозчик обязан оказать пассажиру первую помощь и при необходимости обратиться за медицинской помощью.
- Перевозчик несёт ответственность за сохранность багажа и личных вещей пассажира. В случае утраты или повреждения перевозчик обязан возместить пассажиру стоимость утраченных или повреждённых вещей.
В российском законодательстве ответственность перевозчика регулирует ст. 186 Кодекса торгового мореплавания. Согласно документу перевозчик в ответе за смерть или повреждение здоровья пассажира, а также за утрату или порчу его багажа. Пределы ответственности регулирует ст. 190 того же кодекса.
Прекращение договора
Договор морской перевозки пассажиров может быть расторгнут по соглашению сторон или по инициативе одного из участников.
Пассажир имеет право отменить поездку до начала рейса или в любом из промежуточных портов, где судно производит посадку и высадку пассажиров. При отказе из-за заболевания, а также при отказе не позднее чем за 30 дней до отплытия, пассажир вправе требовать возврат полной стоимости билета. Однако, если отказ произошёл менее чем за 30 дней и не был обусловлен веской причиной, оплата не возвращается.
Перевозчик может расторгнуть договор в случае военных конфликтов, блокады портов, разрушения судна или его негодности, конфискации корабля или его задержания в порту. В случае необходимости перевозчик может изменить маршрут и задержать время отплытия для предотвращения возможных рисков. К примеру, в случае вспышек инфекционных болезней или неблагоприятного санитарного состояния в месте пребывания.
загляните в Каталог
Автоматизируйте электронный документооборот логистики
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Читайте в нашем блоге
МЧД для уполномоченного представителя
МЧД для площадок: какой документ использовать
Оставить заявку
Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы