Электронные ТТН (ЭТТН)
Товарно-транспортная накладная в электронном виде
Тарифы 1С-ЭПД
Обмен перевозочными документами в 1С
Электронная ТТН
На 2023 год существует две разновидности первичных ЭПД в онлайн-формате: транспортная накладная и товарно-транспортная накладная. По сути, ТН стала главной формой и аналогом электронной ТТН. При этом товарно-транспортную накладную никто не отменял — её также можно использовать при оформлении документов на груз.
В этой статье мы расскажем:
- В каких именно случаях необходимо применять ТТН в электронном виде.
- Что нужно, чтобы её оформить.
- Где получить ТТН нового образца для ведения документооборота.
Зачем нужны ЭТТН
Оформлять ЭТН или электронные ТТН необходимо в том случае, если в сделке участвуют три стороны:
- грузоотправитель;
- перевозчик;
- грузополучатель.
Электронная товарно-транспортная накладная выполняет несколько функций:
- Служит для учёта движения товаров между продавцом и покупателем.
- Подтверждает правомерность перевозки при проверке на дороге.
- Служит основанием для налоговых расчётов за перевозку грузов автотранспортом, а также для списания товаров отправителем и оприходования их получателем.
Кроме того, электронные ТТН обычно составляются при перевозке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пп. 1 п. 1 ст. 10.2 Закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ).
В чём разница между ТН и ЭТТН
Товарно-транспортная накладная в электронном виде включает два раздела: товарный и транспортный. В них указываются сведения о грузе и этапах его транспортировки.
Этим форма 1-Т, товарно-транспортная накладная, отличается от ТН — транспортная накладная по новой форме содержит только информацию о транспорте и перевозчике. Для списания и оприходования товаров к ТН нужно приложить форму ТОРГ-12.
Когда нужны одновременно товарные и электронные товарно-транспортные накладные
Как уже было сказано, ЭТТН в обязательном порядке используется для оформления и сопровождения грузоперевозки этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Причём, даже если перевозка осуществляется между подразделениями одной компании, товарно-транспортная накладная необходима.
Как заполнить ЭТТН
Бланк товарно-транспортной накладной — это форма 1-Т, утверждённая Постановлением Госкомстата №78. В этом же постановлении есть указания по её заполнению.
Накладная Т-1 заполняется так: в шапке указывают номер накладной и дату заполнения. В строку «Грузоотправитель» вписывают информацию о предприятии, отправляющем товар — полное название, фактический адрес и телефон, в строку «Грузополучатель» — аналогичные сведения об адресате.
Напротив названия каждой компании в соответствующем окошке нужно указать её код ОКПО.
Электронные перевозочные документы — легко!
Сервис обмена между участниками грузоперевозок
Заполнение первого раздела ТТН Т-1
Первый раздел накладной или электронной ТТН почти полностью заполняется грузоотправителем. Сначала в таблицу вписываются подробные данные о товаре: номенклатурный номер товара, если такая система учёта используется на предприятии, номер прейскуранта и артикул при наличии, количество перевозимых товаров по каждому наименованию отдельно.
В следующие столбцы вносятся:
- цена за одну единицу товара,
- его название,
- единица измерения (килограммы, метры, кубы и т.п.),
- вид упаковки (коробки, ящики, бочки, мешки и т.д.).
Здесь же указывают количество мест, массу (в тоннах) и общую стоимость по каждому виду товар. Если есть наценка за объём или складские, транспортные расходы, это также надо указать в таблице. Затем вписывают общую стоимость товара по всем наименованиям, и в последний столбик ЭТТН вносится номер товара по складской картотеке грузоотправителя.
Далее прописью и цифрами вписывается масса груза, а после этого необходимо указать все имеющиеся приложения и общую стоимость отпущенного со склада товара прописью.
Внизу товарного раздела слева должны стоять подписи с расшифровками представителей грузоотправителя: лица, уполномоченного на отпуск товара, с указанием его должности, главного бухгалтера, а также кладовщика, непосредственно осуществившего отгрузку
С правой стороны вносятся данные водителя, в том числе вписываются сведения о доверенности, которую компания-перевозчик на него оформила.
Позже этот раздел подписывает представитель грузополучателя, который подтверждает факт приёма товара в надлежащем качестве.
Заполнение второго раздела ТТН или ЭТТН
Второй раздел товарно-транспортной накладной включает сведения о транспортировке. В нём указывают:
- срок доставки груза,
- информацию о фирме-перевозчике, в том числе её полное наименование, контактные данные,
- сведения о машине (марка и гос.номер),
- номера накладной и путевого листа.
В строку «Плательщик» включается информация о предприятии — заказчике перевозки, ФИО водителя и номер его удостоверения.
Далее вносятся сведения о погрузке-отгрузке (фактические адреса доставки товара) и прочая дополнительная информация (переадресовка, маршрут, прицепы — по необходимости).
В следующую таблицу все данные вносятся аналогично товарному разделу. В столбце «Способ определения массы» указываются весы — автоматические, ручные или товарные (если взвешивание производится на весах), если же взвешивание не делается, то указывают значения либо «нормативный», либо «согласно маркировке».
Справа под таблицей вписывают документы, сопровождающие груз (сертификат качества, паспорта, акты и т. д.), а слева ставят свои подписи непосредственные участники процесса погрузки-доставки-отгрузки.
Следующая часть документа под названием «Погрузочно-разгрузочные операции» включает таблицу, в которую вносится информация о погрузке-разгрузке (наименование отправителя и получателя груза, способ действия, дата убытия, прибытия товара и подпись ответственного сотрудника).
В предпоследнюю таблицу водитель вносит все прочие сведения (километраж, стоимость поездки, штрафы за неверно оформленные документы, время простоя). Данные в строках «Расчёт стоимости» и «Таксировка» вписывает бухгалтер перевозчика.
Перевод товарных накладных: электронный документооборот ТТН
Согласно Постановлению Правительства № 931, закреплены правила обмена электронными перевозочными документами — ЭПД.
По новым правилам обеспечивается трёхсторонний обмен перевозочными документами — между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, в отличие от обычных сервисов ЭДО, в которых обмен возможен только между двумя участниками. Помимо этого, информация, указанная в ЭПД, передаётся в государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Благодаря ей контролирующие органы могут получить быстрый доступ к данным из ЭПД, которые также являются первичными учётными документами.
Сейчас действуют следующие XML-формы для ЭПД:
- электронная транспортная накладная,
- электронный заказ-наряд,
- электронная сопроводительная ведомость,
- заказ-наряд,
- путевой лист,
- заявка,
- договор фрахтования.
С 1 марта 2023 года введены формы договора фрахтования, путевого листа, заказа и заявки.
Электронная транспортная накладная, или ЭТрН, пришла на смену обычной транспортной накладной. Документ состоит из 8 файлов обмена (титулов):
- четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
- двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
- двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Обмен ЭТрН и другими документами между участниками перевозки и ГИС ЭПД происходит через оператора ЭДО, который проверяет формат документа, номер идентификатора и действительность УКЭП, которой подписан тот или иной титул, а также на ошибки.
Транспортную накладную всегда должна сопровождать товарная накладная ТОРГ-12. Это первичный документ, с помощью которого оформляют отгрузку материальных ценностей. Её не нужно передавать в ГИС ЭПД, обмен происходит только между продавцом (грузоотправителем) и покупателем (грузополучателем). Поэтому для обмена необходим сервис ЭДО.
загляните в Каталог
Автоматизируйте электронный документооборот логистики
1
Заключите договор
2
Получите подпись
3
Подпишите соглашение с контрагентом
4
Приобретите необходимое оборудование
Заключите договор с оператором ЭДО и подключитесь к электронному документообороту
Получите Квалифицированную электронную подпись для электронного документооборота. Вы можете использовать уже имеющуюся
Заключите соглашение с контрагентом об использовании электронного документооборота
Закажите оборудование для водителей и экспедиторов: смартфон или планшет для мобильного приложения. А для офисных сотрудников: компьютер или планшет для входа в ЛК ЭДО
Читайте в нашем блоге
Отраслевой императив в 2024 году: чего ожидать
Кейс ООО «АНГИЛ-ТРАНС»: Грузоперевозки с Астрал.ЭДО
Оставить заявку
Остались вопросы? Запишитесь на персональную демонстрацию сервиса. Мы покажем, как работать в сервисе и дадим персональные ответы