ЭЦП для ЕГАИС
Электронная подпись для работы в ЕГАИС необходима для фиксации операций с алкогольной продукцией, такими как производство, импорт и розничная торговля
Стоимость электронной подписи для ЕГАИС
Купить электронную подпись ЕГАИС в аккредитованном Минкомсвязью Удостоверяющем Центре
Особенности ЭЦП для ЕГАИС
ЕГАИС — это Единая государственная автоматизированная информационная система. Она учитывает полный объём производимого и проданного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Для работы в системе понадобится электронная подпись — ЭЦП для ЕГАИС Алкоголь.
В статье рассмотрим, какая ЭЦП нужна для ЕГАИС, где её можно купить и сколько она стоит.
Какая подпись нужна для ЕГАИС
В России используется три вида электронных подписей: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Квалифицированная — самый надёжный вид электронной подписи. Требования к формату и правила применения подписи регулируются государством. Она состоит из двух частей: открытого и закрытого ключа. Закрытый ключ записывается на ключевой носитель — токен. Он хранится только у владельца подписи. Открытый ключ доступен всем участникам электронного взаимодействия. Он позволяет узнать, кем подписан заверенный документ.
Для работы с ЕГАИС нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП). Она является полным аналогом собственноручной подписи и наделяет цифровые документы юридической значимостью. При электронном документообороте с такой ЭЦП не нужно заключать дополнительные соглашения с бизнес-партнёрами. Её можно использовать для взаимодействия с контрагентами и государственными органами. Токен для неё тоже специальный. Используются носители моделей JaCarta SE-2 или Рутокен ЭЦП 3.0. Для этих устройств не требуется дополнительная установка средств криптографической защиты информации (СКЗИ) на компьютер, криптографические функции уже встроены в токен. Их также можно использовать для подписания алкогольных деклараций на сайте ФСРАР.
Где применяется ЭЦП ЕГАИС
Цифровая подпись для ЕГАИС является обязательным инструментом в процессе производства и продажи спиртосодержащих продуктов. Например, при отправке товара поставщик заполняет товаросопроводительные документы. Их электронная версия подтверждена электронной подписью и хранится в информационной системе. Бумажная — выдаётся курьеру. Получатель товара сравнивает информацию из ЕГАИС и бумажного документа. С помощью своей ЭП он может подтвердить получение, отказаться от товара или составить акт о расхождении. Цифровая подпись для ЕГАИС также необходима при списании из-за брака, порчи или потери продукции, а также при учёте товара, найденного во время инвентаризации. Дополнительно создаётся RSA-ключ, функционирующий как идентификатор торговой точки в системе ЕГАИС и использующийся для установления защищённого соединения.
Схожим образом функционирует система в области лесного хозяйства. Согласно законодательству, продавцам, покупателям и заготовителям пиломатериалов необходимо вести учёт каждой операции в ЛесЕГАИС. Это информационная система, которая ведёт учёт древесины и содержит сведения о сделках с ней. Однако в системе ЛесЕГАИС нет требования использовать криптографический носитель.
Использование ЭЦП для ЕГАИС
ЭЦП ЕГАИС понадобится всем участникам алкогольного рынка на всех этапах изготовления и реализации спиртосодержащих товаров. Электронную подпись использует каждый участник ЕГАИС ФСРАР.
Можно ли торговать без ЕГАИС Алкоголь
Изготавливать и реализовывать алкоголь без ЕГАИС запрещено. Весь товар будет конфискован, а нарушителя оштрафуют. Штраф составит:
- от 150 до 200 тысяч рублей — для компаний;
- от 10 до 15 тысяч рублей — для физических лиц.
Зарегистрированным в ЕГАИС ФСРАР разрешено проводить торговлю без доступа в систему в течение трёх суток. Если превысить этот срок, последует блокировка. Поэтому производителям и продавцам алкоголя необходимо обеспечить беспрерывную интернет-связь, вовремя обслуживать оборудование и продлевать сертификат ЭЦП.
Как получить сертификат для ЕГАИС
Сделать сертификат подписи для ЕГАИС самостоятельно невозможно. Пользователю необходимо обратиться в специализированный удостоверяющий центр (УЦ).
Далее разберёмся, кому в какой УЦ обращаться и в каких случаях нужно оплачивать услугу. Выбор удостоверяющего центра зависит от того, кто будет использовать КЭП. Главное — пользователь должен купить и принести специальный токен со встроенной криптографией, например, JaCarta-2 SE или Рутокен ЭЦП 3.0.
Где руководитель или ИП может получить подпись
Руководитель юрлица или ИП получают сертификаты КЭП только в УЦ ФНС или в офисах её доверенных лиц. Нужно лично явиться в любое отделение налоговой службы. Обслуживание ведётся в порядке живой очереди по графику выбранного филиала.
Где получить подпись сотруднику
Работники, действующие по доверенности от имени организации, получают личную ЭЦП физического лица в удостоверяющем центре, аккредитованном Минцифры. Актуальный список указан на сайте ведомства. Такую подпись в ЕГАИС можно использовать только совместно с машиночитаемой доверенностью (МЧД).
Где купить электронную подпись
Что должен выдать УЦ
Владелец ЭЦП ЕГАИС получает токен с записанным сертификатом квалифицированной электронной подписи.
На токенах присутствуют два пин-кода:
- Для регистрации в ЕГАИС — по умолчанию 0987654321 для JaCarta или 12345678 для Рутокен ЭЦП 2.0 или 3.0.
- Для формирования сертификата RSA — по умолчанию 11111111 для JaCarta и 12345678 для Рутокен ЭЦП 2.0 или 3.0.
Рекомендуем сменить пин-коды после получения. Так злоумышленники не смогут воспользоваться ЭП от вашего имени, если вдруг токен окажется в их руках.
Из чего складывается цена сертификата ЕГАИС
Цена электронной подписи для ЕГАИС зависит от выбранной модели токена и от выбранных в коммерческом УЦ дополнительных услуг. Само оформление и запись ЭЦП на носитель в ФНС для ИП и руководителя юридического лица бесплатны. Лицам, работающим по доверенности, услугу придётся оплатить полностью.
МЧД для ЕГАИС
МЧД — это цифровая доверенность, аналогичная бумажной. С помощью неё можно передать полномочия на подписание документов от своего имени.
Машиночитаемая доверенность используется в ЕГАИС с 2023 года. С 1 сентября 2024 года МЧД стала обязательной для всех информационных систем. Она оформляется на каждое физическое лицо, которое уполномочено работать в системе от имени организации или ИП. МЧД создаётся как для штатных работников, например, кассиров, так и для наёмных, таких как бухгалтер. Любой, кто вносит какие-либо сведения в систему учёта алкоголя, должен иметь КЭП физлица и МЧД.
Обычно МЧД необходимо прикладывать при каждом электронном взаимодействии. В ЕГАИС порядок работы немного отличается от привычного. Машиночитаемая доверенность потребуется только при установке универсального транспортного модуля (УТМ) и генерации RSA-ключа. УТМ и RSA-ключ необходимы при каждом входе нового пользователя в ЕГАИС. При взаимодействии с системой, включая процесс производства, отгрузки, транспортировки и продажи, транспортный модуль взаимодействует с КЭП. МЧД подтверждает право сотрудника компании на установку и настройку УТМ. В самой системе при отправке документов доверенность не нужна.
Стоит подчеркнуть, что для руководителя, директора или индивидуального предпринимателя МЧД не требуется, поскольку они обладают правом подписывать документы от имени компании без доверенности. Однако это не относится к ситуациям, когда указанные лица представляют интересы другой компании.
Преимущества ЭЦП для ЕГАИС
Главное преимущество — это легальное ведение бизнеса. Закон обязывает всех участников алкогольного рынка осуществлять передачу сведений в систему ЕГАИС. Сделать это без электронной подписи невозможно. Поэтому без КЭП вас привлекут к ответственности.
Применение единой информационной системы учёта алкоголя совместно с КЭП позволяет избежать покупки фальсификата. Схема работы прозрачна и контролируется государством, а многие процессы автоматизированы.
Популярные вопросы
По регламенту УЦ ФНС руководитель юридического лица и ИП могут иметь в ФНС только одну действующую квалифицированную электронную подпись. Для работы в ЕГАИС ЭЦП нужна на каждой торговой точке. Передавать свою КЭП в пользование другому лицу нельзя. Поэтому, если в компании несколько подразделений, на каждого сотрудника, ответственного за работу в ЕГАИС, нужно оформить ЭП физического лица и МЧД. Например, если это магазин, то КЭП потребуется для каждого кассира. Для бухгалтера на аутсорсе со своей электронной подписью нужно оформить только машиночитаемую доверенность.
Всё зависит от носителя, на котором хранится закрытый ключ. Токен должен быть определённой модели. Если квалифицированный сертификат уже выпущен на токен со встроенной криптографией, то перевыпуск не нужен. Это относится и к ИП, и к директорам, и к физлицам.
Если закрытый ключ хранится на токене без встроенной криптографии, например, Рутокен Lite или JaCarta Lt, то пользователю нужно выпускать новый сертификат. Перенос ключа с ПК или из простого токена на криптографический токен технически невозможен.
При выпуске новых ЭП старые сертификаты физических лиц продолжают действовать до конца срока действия. А вот предприниматель или директор юрлица не могут иметь сразу два сертификата, полученных в ФНС. При обращении в налоговую старый сертификат отзывают и выдают заявителю новый.
После получения КЭП понадобится:
- провести регистрацию в Единой государственной автоматизированной информационной системе;
- сгенерировать RSA-ключ для безопасного соединения;
- установить универсальный транспортный модуль для связи торговой точки с системой;
- выбрать товароучётную систему;
- купить и зарегистрировать онлайн-кассу.
Раньше для работников организаций выпускались сертификаты электронных подписей сотрудника юридического лица. Помимо данных владельца, в сертификате содержались сведения о компании, от имени которой выполняются действия. Выпускать такие КЭП удостоверяющие центры могли до 31 августа 2023 года. С 1 сентября 2023 года оформлять эти электронные подписи запрещено. КЭП работников организаций для ЕГАИС, выпущенные в рамках закона, можно применять в информационной системе по учёту алкоголя. Работать с ними можно до 31 августа 2024 года или до момента истечения срока их действия, если таковой наступает ранее указанной даты.
Чтобы получить ЭЦП для ЕГАИС, достаточно представить три документа: паспорт, СНИЛС и ИНН. Вне зависимости от удостоверяющего центра, будущий владелец подписи должен лично явиться в УЦ для идентификации личности. Получить подпись по доверенности нельзя.
Вы можете использовать специализированное программное обеспечение для управления сертификатами КЭП, которое предоставит информацию о статусе и сроке действия. Например, в КриптоПро CSP достаточно перейти во вкладку «Сервис», нажать «Просмотреть сертификаты в контейнере» и выбрать необходимый сертификат. В драйверах Рутокен или в едином клиенте JaCarta для этого необходимо открыть вкладку «Сертификаты» и щёлкнуть по нужному сертификату для просмотра его свойств.
Оформить сертификат КЭП можно за один день. Сроки зависят от загруженности удостоверяющего центра. Главное, чтобы у получателя были в наличии все документы. УЦ ФНС запишет сертификат в течение 15 минут. Если с документами будут проблемы, то срок увеличится до 5 суток.
загляните в Каталог
Как купить электронную подпись
1
Оставьте заявку
2
Предоставьте документы
3
Отправьте заявление на получение ЭЦП
4
Оплатите счёт
5
Получите сертификат ЭП
Оформите заявку, с Вами свяжется представитель нашей компании в регионе — он поможет заполнить договор и другие необходимые документы, а также выставит счет
Для получения электронной подписи Вам понадобится предоставить всего 1 документ: паспорт
Самостоятельно сформируйте заявление на получение электронной подписи по ссылке, предоставленной менеджером
После оплаты счета Ваше заявление на получение электронной подписи будет одобрено
Готовый сертификат электронной подписи будет автоматически установлен на защищенный носитель при обновлении статуса заявления
Преимущества работы с нашим УЦ
Удобство и простота оформления заявки
Оперативность выпуска ЭП
Разнообразие тарифных планов
Как работать с сервисом
Видеопрезентация: Астрал-ЭТ
Блог про электронные подписи
Сферы применения электронных подписей, последние новости законодательства, разбор ошибок и многое другое
Маркировка электронных сигарет и вейпов
Черешневая карта России: от Магадана до Крыма!
Оставить заявку
Оставьте заявку и наши менеджеры подберут для вас оптимальный тариф для электронной подписи