Как продлить сертификат ключа ЭЦП

Чтобы подписывать цифровые документы без ошибок, важно вовремя продлить ЭЦП. Каждая квалифицированная электронная подпись имеет сертификат. Он создаётся в электронном и бумажном виде. В сертификате содержится информация о владельце и срок действия электронной подписи. Когда срок действия заканчивается, сертификат нужно продлить (пролонгировать). В противном случае электронная подпись теряет свою юридическую силу.
ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись».
В статье подробно расскажем, как продлить сертификат электронной подписи (ЭЦП), если истёк срок его действия.
Что значит продление сертификата электронной подписи
Когда срок действия электронной подписи подходит к концу, пользователь должен обновить её сертификат. Формально такую процедуру называют продление срока ЭЦП, пролонгация или перевыпуск. Фактически речь об изготовлении нового сертификата, который будет отсылать к владельцу подписи. Прежний сертификат с истёкшим периодом работы в этом случае полностью прекращает своё действие.
В порядке перевыпуска электронной подписи есть ограничения. Осуществлять продление сертификата ЭЦП сотрудника юридического лица запрещено. Такие ЭЦП работают до 31 августа 2024 года или по окончании их срока действия.
Где продлить сертификат электронной подписи (ЭЦП)
Продлить квалифицированный сертификат электронной подписи можно в удостоверяющем центре, в котором он был получен. В зависимости от статуса пользователя электронную подпись выдают в различных удостоверяющих центрах (УЦ):
- должностные лица бюджетных организаций получают электронную подпись в УЦ Федерального Казначейства;
- участники финансового сектора — в УЦ Центрального банка Российской Федерации;
- физические лица и лица, действующие от имени организации по доверенности, — в коммерческих УЦ, аккредитованных Министерством цифрового развития;
- индивидуальные предприниматели, руководители юридического лица и нотариусы получают электронную подпись в УЦ ФНС и её доверенных лиц.
Внеплановая замена ЭЦП
Внеплановая замена квалифицированной электронной подписи может понадобиться в следующих случаях:
- Поломка или потеря ключевого носителя.
- Изменение реквизитов компании или Ф.И.О. физлица, которые указаны в сертификате КЭП.
- Компрометация подписи — несанкционированный доступ посторонних лиц к ключам ЭЦП или подозрение на компрометацию.
В каждом из этих случаев необходимо обратиться к УЦ, который выдал вам сертификат КЭП, чтобы получить инструкции по внеплановой замене подписи и выпуску нового сертификата.
О том, в каких случаях нужно менять электронную подпись, мы описывали здесь.
Как узнать срок действия электронной подписи
Срок действия сертификата электронной подписи можно узнать несколькими способами:
- в коммерческом удостоверяющем центре, в случае если электронная подпись была приобретена там;
- с помощью средства криптографической защиты информации;
- через специальные веб-сервисы.
Коммерческие УЦ
Коммерческие удостоверяющие центры присылают уведомление своим клиентам заранее, когда срок подходит к концу. Также актуальная информация об электронной подписи хранится в личном кабинете пользователя. В отдельных случаях здесь же существует возможность продлить сертификат электронной подписи удалённо.
СКЗИ
СКЗИ КриптоПро CSP
СКЗИ КриптоПро CSP — это инструмент для работы с электронной подписью. Он формирует подпись в момент её создания, шифрует файлы и защищает документ от изменений. Данную программу устанавливают на компьютер, через который ведётся электронный документооборот.
Чтобы посмотреть срок действия сертификата электронной подписи через КриптоПро CSP, потребуется:
- Нажать «Пуск», перейти в «Панель управления» и выбрать КриптоПро CSP.
- В новом окне перейти во вкладку «Сервис» и нажать «Просмотреть сертификат в контейнере».
- Нажать на «Обзор» и выбрать ключевой контейнер.
- Нажать «ОК» и «Далее».
- В открывшемся окне нажать «Свойства».
- Откроется информация об электронной подписи, где в том числе указан срок окончания действия сертификата: число, год, месяц и время.
VipNet CSP
Если у пользователя установлено СКЗИ VipNet CSP, то узнать срок действия сертификата электронной подписи можно проще. Для этого достаточно выполнить несколько шагов:
- Запустить программу «VipNet CSP».
- В новом окне выбрать нужный контейнер и нажать «Свойства».
- В поле сертификат будет указан срок действия сертификата электронной подписи.
Веб-сервисы
Узнать срок сертификата электронной подписи можно через различные интернет-сервисы. Одним из таких сервисов является «Проверка электронной подписи по номеру сертификата» от аккредитованного удостоверяющего центра «Калуга Астрал». С помощью сервиса можно узнать:
- когда был выдан сертификат электронной подписи и срок его действия;
- вид электронной подписи — неквалифицированная или квалифицированная;
- какой удостоверяющий центр выпустил электронную подпись.
Сервис удобен тем, что позволяет пользователю оставить заявку на продление сертификата электронной подписи, не покидая интернет-страницы. В бланке достаточно вписать имя и номер телефона для связи со специалистом, который проведёт бесплатную консультацию.
Проверка аккредитации коммерческого удостоверяющего центра
Если коммерческий удостоверяющий центр не аккредитован, то выданный им сертификат электронной подписи будет недействительным. Пользователь не сможет работать с юридически значимыми документами и вести ЭДО. Перечень аккредитованных УЦ находится в открытом доступе на сайте Минцифры.
Данный список постоянно обновляется. Удостоверяющий центр можно найти по ИНН или наименованию. Данный список постоянно обновляется. Удостоверяющий центр можно найти по ИНН или наименованию.
Также веб-страница содержит перечень УЦ, аккредитация которых прекращена или приостановлена. Приобретать электронную подпись или продлевать сертификат в таких удостоверяющих центрах не стоит.
Как продлить электронную подпись в ФНС в 2023
Продлить сертификат электронной подписи ФНС можно лично в отделении налоговой или дистанционно в личном кабинете ведомства.
Возможность продлить сертификат электронной подписи ФНС удалённо предоставлена не всем. Это могут сделать только тот директор или ИП, который имеет действующий сертификат УКЭП ФНС. При условии, что ФИО и ключевая информация об организации не менялись, и пользователь применяет ранее представленный в ФНС токен. Соответствующее заявление заполняется в личном кабинете налоговой. После этого выпускается новый сертификат, а старый автоматически отзывается. Если срок ранее выданного сертификата ключа закончился, то перевыпустить ЭЦП удалённо через налоговую не получится.
Функционал перевыпуска сертификатов электронной подписи реализован в «ЛК налогоплательщика юрлица» и «ЛК ИП».
Сертификат электронной подписи, полученный в коммерческом УЦ, продлить удалённо через налоговую не получится. Если необходима подпись ФНС, понадобится лично явиться в налоговый орган. Если нужна электронная подпись для физлица или работника организации, то нужно обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.
Как продлить сертификат электронной подписи в «Калуга Астрал»
УЦ «Калуга Астрал» имеет аккредитацию и может выдавать подписи и продлевать сертификаты в 2023 году. Работа с продуктами у УЦ не меняется. Электронные подписи Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП выдаются для нотариусов, физических лиц и сотрудников организаций. Они подходят для работы в соответствии с требованиями 63-ФЗ. Электронная отчётность Астрал Отчёт 5.0, Астрал Отчёт 4.5 и 1С-Отчётность работают в стандартном режиме с поддержкой электронной подписи, выданной ФНС
Продление срока действия сертификата ключа электронной подписи (ЭЦП) в УЦ «Калуга Астрал» осуществляется в офисе или перевыпускается удалённо. Для дистанционного продления потребуется:
- Войти в личный кабинет пользователя УЦ «Калуга Астрал».
- Открыть раздел «Сформированные заявления».
- Нажать кнопку «Продлить заявку» и следовать дальнейшим инструкциям.
Безбумажное продление осуществляется для тех клиентов, у которых предыдущий сертификат электронной подписи получен в УЦ «Калуга Астрал». Заявление подписывается сертификатом, у которого ещё не окончен срок. Поэтому озаботиться продлением сертификата электронной подписи необходимо заранее.
Как продлить ЭЦП на Госуслугах
На Госуслугах используется простая электронная подпись, которая не имеет сертификата. Она позволяет получить большинство услуг сервиса. Срока действия у такой ЭЦП нет. Продлевать необходимо только сертификат квалифицированной электронной подписи.
Как подготовится к продлению подписи
Для того чтобы подготовиться к продлению подписи, рекомендуем выполнить следующие шаги:
- Проверить срок действия сертификата квалифицированной электронной подписи и ориентироваться на его истечение.
- Убедиться, что токен работает исправно. Вставить носитель в компьютер, система должна определить новое устройство.
- Проверить работоспособность программного обеспечения. Убедиться, что установлены актуальные версии программ и срок действия их лицензии не истёк.
- Проверить изменения в законодательстве, возможно, что-то изменилось. Например, пользоваться сертификатами КЭП сотрудника юрлица будет запрещено с 1 сентября 2024 года.
- Определиться с подходящим удостоверяющим центром и выбрать ближайшее отделение.
- Узнать время посещения, какие данные нужно предоставить и подготовить документы.
Далее потребуется своевременно обратиться в выбранный УЦ и предоставить им необходимую информацию для продления подписи. После этого, следует проверить полученный сертификат.
Заказать электронную подпись
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на ваши вопросы!

Продукты по направлению
Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота
Программное обеспечение для работы с электронной цифровой подписью
Защищенный носитель закрытых ключей электронной подписи для электронного документооборота