Чтобы зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя без посещений налоговой, гражданин может использовать электронную подпись физлица. С помощью неё он подтверждает свою личность и заверяет цифровые документы на портале госуслуг или сайте ФНС.
В статье расскажем подробнее, как и где получить электронную подпись физлица и какие документы подготовить для регистрации ИП.
Выбор ЭЦП
Существуют три разновидности подписи:
- простая (ЭП) — представляет собой код в виде последовательности символов;
- неквалифицированная (НЭП) — создана с помощью криптографических средств шифрования;
- квалифицированная (КЭП) — вид подписи, регламентированный государством. ПО для работы с КЭП аккредитовано Минкомсвязи России.
Для удалённой регистрации ИП потребуется квалифицированная электронная подпись. В отличие от НЭП, при использовании которой стороны обязаны подписать дополнительное соглашение, КЭП имеет юридическую силу и равнозначна рукописной. С помощью КЭП физлицо может удалённо поступить в ВУЗ, устроится на работу, оформить кредит, подать заявление на регистрацию или расторжение брака.
Выбор удостоверяющего центра
Выдавать квалифицированные электронные подписи могут не все удостоверяющие центры, а только те, что имеют сертификацию от Минцифры. Проверить аккредитацию УЦ можно на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Для этого достаточно ввести название, адрес или ИНН организации в строке поиска раздела «Аккредитация удостоверяющих центров». Также пользователям сайта доступен выбор ближайшего отделения УЦ благодаря интерактивной карте с актуальными адресами.
Заполнение заявки
Чтобы получить КЭП физлица в УЦ «Калуга Астрал» достаточно всего лишь двух документов — паспорта и СНИЛС будущего владельца. Заявление на получение заполняется в личном кабинете пользователя, а процесс оформление занимает не больше одного рабочего дня. Специалист компании связывается с клиентом и предоставляет счёт на оплату. Физлицу остаётся только забрать свою КЭП из отделения УЦ. Для продления сертификата ЭП в дальнейшем не потребуется являться лично в офис, данное действие происходит удалённо по требованию пользователя.
Настройка рабочего места
Для корректной работы КЭП, на компьютере должны быть установлены специальные программы — средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и специальный плагин для браузера. Одним из самых ведущих компаний по созданию таких продуктов, является КриптоПро. Отечественный разработчик производит:
- СКЗИ КриптоПро CSP — для создания, проверки, защиты от изменения и шифрования ЭП;
- КриптоПро ЭЦП Browser plug-in — плагин для взаимодействия браузера с КЭП.
Как получить ЭЦП для регистрации ИП, пошаговая инструкция
Получение электронной подписи для открытия ИП включает ряд обязательных шагов:
- настройка рабочего места;
- выбор удостоверяющего центра;
- заполнение заявки и предоставление документов;
- оплата счёта;
- получение КЭП.
Регистрация ИП с помощью ЭЦП
Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи физлица можно несколькими способами. Такую возможность предлагают два государственных сервиса — «Госуслуги» и сайт налоговой службы РФ. Ниже рассмотрим, как это сделать в каждом из них.
Инструкция для портала «Госуслуги»:
- Авторизуйтесь на сайте и перейдите на страницу «Регистрация юридических лиц и предпринимателей».
- Выберите тип получения услуги «Отправить электронные документы».
- Подготовьте и отправьте электронные документы с помощью программы «Подготовка документов для государственной регистрации». Заявление подпишите КЭП.
- Дождитесь регистрации заявления и получите решение в течение трёх дней.
Инструкция для портала «ФНС России»:
- Подготовьте пакет электронных документов с помощью программы «Подготовка документов для государственной регистрации». Чтобы воспользоваться сервисом, ПК должен иметь установленное средство криптографической защиты информации и подключён к интернету;
- Пройдите проверку соответствия условиям использования сервиса.
- Загрузите контейнер с документами во вкладке «Отправка документов», а затем проверьте отправку во вкладке «Переданные документы».
- После получения расписки о том, что документы были приняты, в течение трёх дней вы получить выписку из ЕГРИП.
Электронная подпись для ИП
Пользоваться подписью физлица индивидуальному предпринимателю не получится. Для дальнейшей работы потребуется ЭП ИП. Именно с её помощью можно пользоваться государственными сервисами и порталами, сдавать электронную отчётность и участвовать в закупках. Электронную подпись индивидуального предпринимателя выдают только в удостоверяющем центре ФНС России или её доверенных лиц. Услуга предоставляется бесплатно и происходит в порядке живой очереди.
Получение ЭЦП индивидуального предпринимателя происходит в три шага:
- Настройка рабочего места — установка СКЗИ и специального плагина для браузера.
- Обращение в любой УЦ ФНС или к её доверенному лицу. Адрес ближайшего отделения можно выбрать на сайте ведомства.
- Предоставление документа, удостоверяющего личность, сведений СНИЛС и ИНН, физического носителя для записи УКЭП — USB-токен Тип-А.
В налоговой записывают квалифицированный сертификат и ключ ЭП, при условии, если носитель имеет действующий сертификат ФСТЭК или ФСБ.