Как получить электронную подпись (ЭЦП) для регистрации ИП
Отдел продаж:
Отдел продаж:
13 февраля 2023
16020
Регистрация ИП при помощи ЭЦП
Электронная подпись

Регистрация ИП при помощи ЭЦП

Электронная подпись (ЭП или ЭЦП) стала неотъемлемой частью современного бизнеса и государственных услуг. Она обеспечивает безопасность и легитимность документов, передаваемых в электронной форме.

ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись». В тексте мы будем использовать оба понятия.

В статье расскажем, как получить ЭЦП для регистрации ИП, настроить рабочий стол для работы и зарегистрировать с её помощью предпринимательство.

Как получить ЭЦП для регистрации ИП

В настоящее время существует несколько видов электронной подписи: простая, неквалифицированная и квалифицированная. Но какая же из этих ЭЦП нужна для регистрации ИП?

Зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя онлайн можно только с квалифицированной электронной подписью (КЭП) физического лица. КЭП имеет юридическую силу и равнозначна рукописной. Она позволяет удалённо поступить в ВУЗ, устроится на работу, оформить кредит, подать заявление на регистрацию или расторжение брака. Для получения сертификата и ключей такой подписи следует обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр (УЦ) и пройти идентификацию.

Актуальный список УЦ доступен на сайте Минцифры, который и аккредитовывает данные организации. Посмотреть их можно по ссылке. Достаточно скачать документ и выбрать подходящий удостоверяющий центр. Многие, такие как УЦ «Калуга Астрал», имеют представительства по всей России.

Если вы уже выбрали организацию, но её нет в актуальном списке аккредитованных УЦ, то получить квалифицированный сертификат электронной подписи в таком УЦ не получится. На сайте министерства также представлены перечни удостоверяющих центров, у которых нет полномочий на выпуск квалифицированных сертификатов ЭП. Проверьте эти списки, возможно, аккредитация удостоверяющего центра приостановлена или прекращена.

После выбора удостоверяющего центра нужно выполнить следующее:

  1. Заполнить заявление.
  2. Подготовить документы.
  3. Оплатить услугу.
  4. Получить сертификат квалифицированной электронной подписи.
УЦ «Калуга Астрал» входит в перечень аккредитованных удостоверяющих центров и имеет все необходимые лицензии для выпуска сертификатов электронных подписей физических лиц — «Астрал Подпись» и «1С-ЭТП». Данные продукты придают цифровым документам юридическую значимость.

Какие документы нужны гражданину РФ

Чтобы получить КЭП физлица в УЦ «Калуга Астрал» достаточно всего лишь паспорта, номера СНИЛС и номера ИНН физического лица будущего владельца. Заявление на получение заполняется в личном кабинете пользователя, а процесс оформление занимает не больше одного рабочего дня. Специалист компании связывается с клиентом и предоставляет счёт на оплату. Физлицу остаётся только забрать свою КЭП из отделения УЦ. Для продления сертификата ЭП в дальнейшем не потребуется являться лично в офис, данное действие происходит удалённо по требованию пользователя.

Какие документы нужны несовершеннолетнему

Зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя может и несовершеннолетний. Он также вправе сделать это удалённо. Сертификат КЭП физического лица может получить лицо, достигшее 14 лет. Для этого ему потребуются те же документы, что и взрослому гражданину: паспорт, СНИЛС и ИНН. Также он обязан представить письменное согласие одного из законных представителей на получение сертификата КЭП, а также документы, подтверждающие, что лицо, выдавшее согласие, является законным представителем: копию паспорта с пропиской и сведениями о ребёнке или свидетельство о рождении, если информации о ребёнке нет в паспорте.

Какие документы нужны иностранному гражданину

Нерезидентам РФ тоже доступна регистрация ИП с помощью электронной подписи физлица, полученной через аккредитованный удостоверяющий центр. Чтобы получить КЭП физического лица, ему нужно иметь следующие документы:

  1. Паспорт родной страны заявителя. Каждая страница документа должна быть переведена и нотариально заверена.
  2. СНИЛС. Получить его можно в отделении Социального фонда России. Для этого потребуется вышеуказанные документы и анкета, заполненная по форме АДВ-1.
  3. ИНН. Его получают в ФНС по месту регистрации заявителя или его недвижимости. Для налоговой также нужно представить паспорт, его нотариально заверенный перевод и регистрацию по месту пребывания.

Настройка рабочего места

Для надлежащей работы с электронной подписью требуется установить на компьютер определённые программы — это средство криптографической защиты информации (СКЗИ) и специализированный плагин для браузера. КриптоПро является одним из ведущих российских разработчиков в этом направлении. Он представляет:

  • СКЗИ «КриптоПро CSP» — генерирует и проверяет ЭП, шифрует и сохраняет информацию конфиденциальной, защищает заверенный документ от изменений после подписания;
  • Плагин «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in» — используется для взаимодействия веб-страниц с электронной подписи.
Приобрести лицензию КриптоПро рекомендуем в нашем интернет-магазине. В каталоге представлены последние версии программ для работы с электронной подписью.

Список документов для открытия ИП с помощью ЭЦП

Чтобы удалённо открыть ИП, физическому лицу нужно подать заявление о гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по форме № Р21001. Потребуется выбрать онлайн-способ представления документов. В отличие от очного посещения, пошлину при этом платить не нужно. В заявлении указывается код вида предпринимательской деятельности из классификатора ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2).

Скачать бланк заявления по форме №Р21001

Помимо заполненного заявления, понадобятся:

  • совершеннолетнему — паспорт и ИНН;
  • несовершеннолетнему — паспорт, ИНН, нотариальное согласие обоих родителей или копия решения суда о лишении родительских прав, или копия свидетельства о рождении с прочерком в графе на второго родителя, или копия свидетельства о смерти. Если ИНН отсутствует, то его присвоят в процессе регистрации;
  • иностранному гражданину — паспорт, его нотариально заверенный перевод, ИНН, ВНЖ или разрешение на временное проживание, копия документа о постоянной прописке или временной регистрации. Справка об отсутствии судимости и её нотариально заверенный перевод понадобятся, если предпринимательская деятельность связана с медициной, образованием, работой с молодёжью, организацией массовых мероприятий, оказанием соц. услуг, лабораторными исследованиями.

Регистрация ИП с помощью ЭЦП

Зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи физлица можно несколькими способами. Такую возможность предлагают два государственных сервиса — «Госуслуги» и сайт налоговой службы РФ. Ниже рассмотрим, как это сделать в каждом из них.

Регистрация ИП через сайт ФНС

Инструкция для портала «ФНС России»:

  1. Подготовьте пакет электронных документов с помощью программы «Подготовка документов для государственной регистрации». Чтобы воспользоваться сервисом, ПК должен иметь установленное средство криптографической защиты информации и быть подключён к интернету.
  2. Пройдите проверку соответствия условиям использования сервиса.
  3. Загрузите контейнер с документами во вкладке «Отправка документов», а затем проверьте отправку во вкладке «Список переданных документов».
  4. После получения расписки о том, что документы были приняты, в течение трёх дней вы получите выписку из ЕГРИП.

Регистрация ИП через портал Госуслуги

Инструкция для портала «Госуслуги»:

  1. Авторизуйтесь на сайте и перейдите на страницу «Регистрация юридических лиц и предпринимателей».
  2. Выберите тип получения услуги «Отправить электронные документы».
  3. Подготовьте и отправьте электронные документы с помощью программы «Подготовка документов для государственной регистрации». Заявление подпишите КЭП.
  4. Дождитесь регистрации заявления и получите решение в течение трёх дней.
Для экономии времени рекомендуем воспользоваться услугой Регистрация бизнеса онлайн. Решение позволяет быстро и удалённо зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя. При этом не нужно посещать удостоверяющий центр для получения сертификата КЭП. Специалист сам приедет на заданный клиентом адрес и проведёт выездную идентификацию.

Преимущества дистанционной регистрации ИП

Регистрация бизнеса с помощью электронной подписи имеет множество преимуществ:

  • в отличие от личного посещения налоговой при регистрации ИП с помощью ЭП совершеннолетнему гражданину РФ не требуется нотариальное заявление документов;
  • не нужно платить государственную пошлину;
  • экономится время и деньги на поездку в налоговую инспекцию;
  • зарегистрироваться в качестве ИП можно из любой точки мира, при наличии соответствующих документов;
  • заявление о регистрации рассматривается в короткий срок — три рабочих дня.

Использование ЭЦП для регистрации ИП является удобным и быстрым способом открытия своего бизнеса. При этом необходимо правильно настроить рабочее место и подготовить необходимые документы.

Электронная подпись для ИП

Пользоваться подписью физлица индивидуальному предпринимателю не получится. Для дальнейшей работы потребуется ЭП ИП. Именно с её помощью можно пользоваться государственными сервисами и порталами, сдавать электронную отчётность и участвовать в закупках. Электронную подпись индивидуального предпринимателя выдают только в удостоверяющем центре ФНС России или её доверенных лиц. Услуга предоставляется бесплатно и осуществляется в порядке живой очереди.

Получение ЭЦП индивидуального предпринимателя происходит в три шага:

  1. Настройка рабочего места — установка СКЗИ и специального плагина для браузера.
  2. Обращение в любой УЦ ФНС или к её доверенному лицу. Адрес ближайшего отделения можно выбрать на сайте ведомства.
  3. Представление документа, удостоверяющего личность, сведений СНИЛС и ИНН, физического носителя для записи УКЭП — USB-токен Тип-А.
Рекомендуем выбрать токен в нашем интернет-магазине. Все носители соответствуют требованиям, необходимым для работы с УКЭП от ФНС.

В налоговой запишут квалифицированный сертификат и ключ ЭП при условии, если носитель имеет действующий сертификат ФСТЭК или ФСБ.

Для ускоренного выпуска КЭП индивидуального предпринимателя рекомендуем воспользоваться услугой Получение КЭП в ФНС под ключ. Специалисты УЦ «Калуга Астрал» помогут сэкономить время на получение, идентификацию, регистрацию в контролирующих органах и настройку рабочего места.
16020
Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger