Обязательная маркировка товаров: пошаговая инструкция
С 1 апреля повышаем стоимость на все тарифы сервиса Астрал Отчет 5.0
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы
Обязательная маркировка товаров: как подготовиться
Маркировка

Обязательная маркировка товаров: как подготовиться



Что такое маркировка


Маркировка — это цифровой код, который наносится на товар при производстве. Производители будут обязаны наносить на продукцию двухмерные уникальные DataMatrix коды, которые выдает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Код содержит подробную информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода от собственника к собственнику, дата и место продажи и т.д.


Маркировка поможет решить несколько задач:


  • избавит рынок от контрафактной продукции;

  • вытеснит с рынка тех, кто скрывает доходы и не платит налоги;

  • позволит покупателям легко получать полную и правдивую информацию о продукции.

Когда и для кого маркировка станет обязательной


До 2019 года производители и импортеры были обязаны маркировать только два вида товаров: меховые изделия и алкоголь. Сведения об алкоголе собирает Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которую курирует Росалкогольрегулирование. Сведения о меховых изделиях будут передаваться в единую национальную систему маркировки с 1 июня 2019 года .


На данный момент утверждены сроки начала маркировки следующих товаров:


Даты начала обязательной маркировки

Мясная продукция подлежит обязательной ветеринарной сертификации. Сведения о ней в электронном виде передаются во ФГИС Меркурий. Россельхознадзор сообщает, что с 1 июля ветеринарную сертификацию начнет проходить готовая животноводческая продукция, включая сыр, масло и молочные консервы. Производители молока питьевого и кисломолочных продуктов будут вовлечены в этот процесс 1 ноября.


К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.


Как работает маркировка


Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 515 утвердило правила маркировки и регламент работы системы маркировки.


Сведения маркированных товарах поступают в единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров «Честный знак». Каждая организация, участвующая в обороте продукции, должна зарегистрироваться в системе маркировки.


Оператором «Честного знака» назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он ведет национальный каталог товаров, где хранятся данные по всем маркированным категориям товаров. Этот каталог будет интегрирован с информационными системами различных ведомств: Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества, ФНС России.


В целом процесс маркировки товара с момента производства до реализации выглядит следующим образом:


  • Производитель или импортер запрашивает у оператора коды маркировки. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2019 № 577 утвержден размер платы за предоставление кодов. За каждый код придется заплатить 50 копеек без учета НДС. Исключение составляют лекарства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Код для них будет стоить 20 копеек, без учета НДС.

  • Оператор генерирует двумерные DataMatrix коды, которые представляют собой электронный паспорт продукции и после оплаты передает производителю.

  • Производитель или импортер наносит коды на упаковку каждого изделия. В случае ввоза товара из-за рубежа это необходимо сделать до прибытия товара на российскую таможню. О неиспользованных кодах нужно сообщить оператору.

  • При отгрузке создается универсальный передаточный документ (УПД), который должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Этот документ передается покупателю, а данные автоматически отправляются в ЦРПТ.

  • Тот, кто получает товар, принимает УПД с помощью ЭДО и подписывает его своей УКЭП. В этот момент в системе маркировки фиксируется переход продукции к другому собственнику. При перепродаже владелец формирует УПД с двумерным кодом DataMatrix, который ранее был присвоен этому товару, и подписывает документ УКЭП. Этот шаг может повторяться до тех пор, пока продукция не поступит в розничную продажу.

  • В момент продажи товара конечному потребителю кассир сканирует DataMatrix код с марки, нанесенной на товар.

  • Онлайн-касса передает оператору фискальных данных сведения о продаже.

  • ОФД передает эти данные налоговикам и одновременно отправляет сведения о коде в систему маркировки, которая фиксирует вывод товара из оборота.

  • Покупатель может скачать мобильное приложение «Честный знак» в App Store и Google Play и пользоваться им для проверки информации о маркированном товаре.

Что потребуется организациям и ИП для маркировки


Все участники товарооборота должны подготовиться к маркировке товара. Для этого нужно выполнить несколько простых шагов.


Шаг 1. Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП)


Электронная подпись потребуется на всех этапах оборота маркированной продукции. Без нее нельзя зарегистрироваться в системе «Честный знак» и подписать УПД при отгрузке товара.


Квалифицированная электронная подпись от «Калуга Астрал» — от 450 рублей.


Шаг 2. Зарегистрироваться в национальной системе цифровой маркировки «Честный знак»


Эта система включает в себя отдельные подсистемы для каждой из групп маркируемой продукции. В частности, для табачных изделий создана Информационная система мониторинга оборота табачной продукции(ИС МОТП).


Шаг 3. Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО)


Если этого не сделать, компания не сможет участвовать в обороте маркированных товаров. ЭДО нужен для прослеживания пути маркированной продукции между контрагентами. Данные о перемещении товара поступают в автоматически в ЦРПТ.


Осуществляйте электронный документооборот с помощью сервиса «Астрал.ЭДО».


Шаг 4. Приобрести 2D-сканер


С его помощью кассиры в розничных магазинах сканируют код товара и передают оператору фискальных данных. Однако 2D-сканер пригодится не только рознице, но и оптовикам, производителям и импортерам. Он поможет провести инвентаризацию на складе и убедиться, что товар, отраженный в учетной системе компании, числится за этой компанией в системе маркировки.


Шаг 5. Подключиться к оператору фискальных данных (ОФД)


Это необходимо сделать только розничным продавцам, поскольку при продаже сведения о товаре передаются оператору фискальных данных, а от него — в систему маркировки. Всем остальным участникам товарооборота это делать не нужно, при условии, что у них нет расчетов с физлицами.


Отправляйте данные о проданных в розницу маркированных товарах через Астрал.ОФД.


Шаг 6. Обновить программное обеспечение онлайн-кассы (или саму кассу)


Для розничных продавцов важно, чтобы чтобы касса и установленное на ней программное обеспечение позволяли пересылать оператору фискальных данных сведения о продажах маркированной продукции.


Шаг 7. Доработать или заменить свою учетную систему


Учетная система, которой пользуется организация или ИП, должна «уметь» работать с кодами маркировки. Если такая возможность отсутствует, систему придется доработать или даже заменить.


Используйте готовые решения для вашего бизнеса — «Астрал.Маркировка».


Что будет если продавать продукцию без маркировки


Производителям, которые выпускают товары без маркировки, грозит конфискация и штраф:


  • для должностных лиц 5 000 – 10 000 рублей;

  • для юридических лиц 50 000 – 100 000 рублей.

За продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки конфискуют товар и оштрафуют:


  • граждан на 2 000 – 4 000 рублей;

  • должностных лиц на 5 000 — 10 000 рублей;

  • юридических лиц на 50 000 – 300 000 рублей.

Комментарии для сайта Cackle
Предыдущая статья
Следующая статья
Следующая статья
autohello-finger