Требования ФНС
ФНС присылает требования, когда у неё появляются вопросы к налогоплательщику. Чаще всего это происходит во время проверок — выездных или камеральных. Но налогоплательщик должен быть готов ответить на требование ФНС о предоставлении пояснений или требование о представлении документов (информации) в любой момент, даже вне налоговых проверок — могут возникнуть вопросы даже при проведении сделки. Расскажем о том, что может и когда может запрашивать налоговая и в какие сроки отвечать на требования ФНС.
Виды требований и уведомлений от ФНС
О представлении пояснений
В рамках камеральной проверки налоговики изучают отчётность, которую прислал налогоплательщик, и проверяют, всё ли в ней верно и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, налогоплательщику направляют требование о представлении пояснений.
Также налоговая может запрашивать пояснения, если:
- в отчётах показаны убытки;
- вы применяете налоговые льготы;
- есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
- в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.
Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на территории налогоплательщика, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.
В требовании о представлении пояснений налоговики должны указать:
- причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
- какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
- срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.
При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.
Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.
О представлении документов (информации)
Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у проверяемого дополнительные документы. В этом случае направляют требование, котором указаны:
- основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
- срок передачи в ИФНС документов;
- какие именно нужны документы или информация.
Точного перечня того, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.
В ответ на требование необходимо направить в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.
Требование может поступить и вне рамок проверки. Например, когда налоговики проверяют контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.
Если контрагент налогоплательщика числится в другой налоговой инспекции, к требованию приложат копию поручения об истребовании документов, которое составляет ИФНС проверяемой организации или ИП. В этом поручении прописано, какие документы нужны чужой инспекции и по какой причине их запрашивают. Если налогоплательщик зарегистрирован в той же ИФНС, что и его контрагент, то он получит требование без копии поручения.
Об уплате налога, сбора, пени, штрафа
Бывают и другие виды требований ФНС. Например, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа пришлют, если налогоплательщик не уплатил налог вовремя, ошибся в реквизитах, перечислил в бюджет меньше чем нужно, не заплатил вообще и т. д.
В таком требовании указывают сумму задолженности и срок, в течение которого её нужно погасить. Если этого не сделать, могут заблокировать расчётный счёт.
Уведомление о вызове налогоплательщика
Если срок камеральной проверки уже истёк, налогоплательщика могут вызвать в инспекцию для устных пояснений. В этом случае присылают уведомление о вызове в налоговый орган.
В нём должны быть:
- адрес налоговой инспекции и номер кабинета, в который нужно прийти;
- дата явки и режим работы;
- подробное описание цели вызова.
Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать для устных пояснений могут по вопросам уплаты налогов, в связи с налоговой проверкой и в других случаях, связанных с налоговым законодательством.
Помимо этого, налоговая может прислать множество других сообщений, которые носят уведомительный характер, например:
- Решения о приостановлении операций по счетам
- Решение о продлении срока проведения камеральной проверки
- Сообщение о принятом решении о зачёте
- Сообщение о факте излишней уплаты
- Сообщение об исчисленной налоговым органом сумме налога
- Уведомление о неисполнении обязанности по представлению декларации и др.
В таблице собраны все виды информации и документов, которые налоговики могут запросить у налогоплательщика, и санкции за неисполнение этих требований.
По ст. 88, 93 НК РФ в рамках камеральной проверки | По ст. 89, 93 НК РФ в рамках выездной проверки | По ст. 93.1 НК РФ в рамках «встречной» проверки | Вызов для дачи пояснений, в том числе письменных, на основании (подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ | Вызов для дачи пояснений, в том числе письменных, на основании (подп. 4 п.1 ст.31 НК РФ) |
---|---|---|---|---|
В отношении самого налогоплательщика | Документы, которые подаются вместе с налоговой декларацией; Документы, подтверждающие убыток (уменьшение суммы налога), заявленный в уточнённой декларации, поданной спустя 2 года после подачи первичной декларации; Иные документы, предусмотренные ст.88 НК РФ, связанные с проверками применения льгот, уплатой НДС, инвестиционных товариществ, возвратов подакцизных товаров, услуг иностранных организаций, состоящих на учёте в РФ, операций, освобождённых от обложения страховыми взносами, вычетов при продаже товаров по tax free, инвестиционных вычетов. |
Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой проверяемых налогов в проверяемом периоде. | Документы и информацию относительно конкретной сделки, при отсутствии камеральной или выездной проверки, если у налогового органа возникла обоснованная необходимость их получения. | Пояснения о любых аспектах деятельности налогоплательщика, в том числе с обязанностью приложить подтверждающие документы. Сроки ответа устанавливаются инспектором произвольно. |
В отношении контрагента- налогоплательщика | Не запрашиваются | Не запрашиваются. | Любые документы и информацию, связанные с исчислением и уплатой налогов. | Пояснения о специфике взаимоотношений с контрагентом |
В отношении третьего лица — организации или ИП, с которыми налогоплательщик напрямую не имеет договорных отношений | Не запрашиваются | Не запрашиваются. | Любые имеющиеся документы и информацию, если проверяемое лицо связано с налогоплательщиком «по цепочке» поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). | Не запрашиваются. |
Санкции за неисполнение | Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ). Возможно изъятие документов. Непредоставление сведений, запрошенных на основании п. 3 ст. 88 НК РФ — штраф 5 000 рублей. |
Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ). Возможно изъятие документов. |
Непредоставление документов — штраф 200 рублей за каждый документ (ст. 126 НК РФ). Несообщение информации— штраф 5 000 рублей. |
Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица — штраф от 500 до 1 000 рублей для физлиц, от 2 000 до 4000 рублей для должностных лиц (19.4 КоАП РФ). |
Когда требование не является требованием
Бывает, что налоговики отправляют документ с требованием предоставить информацию в свободной форме. Такой документ может называться: информационное письмо, уведомление или сообщение. Налогоплательщик имеет право не исполнять это требование. Представить документы нужно только в том случае, если документ имеет все обязательные реквизиты, предусмотренные требованием, и указано основание для истребования документов.
Обычно такие информационные письма, уведомления или сообщения рассылаются тогда, когда налоговая уже не вправе запросить документы по обычному требованию. Например, если истёк срок камеральной проверки. Но на такое письмо всё равно нужно ответить — указать в ответном письме причины отказа.
Как получают требования
Вручить требование о представлении документов лично или под расписку налоговики обязаны только тогда, когда проводится выездная проверка на территории налогоплательщика.
В остальных случаях требование может быть передано (п. 4 ст. 31 НК РФ):
- по почте заказным письмом;
- в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота;
- в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика.
Как только требование от ФНС поступает оператору ЭДО, автоматически формируется уведомление для налогоплательщика и отправляется на его почту и телефон. В сервисе реализован новый порядок работы с требованиями: теперь при работе в сервисе или в учётной системе будет появляться окно, в котором отображается список требований, на которые нужно отреагировать.
Кроме того, при наличии просроченного требования или требования, которое скоро будет просрочено, в разделе Отчёты отображается красная плашка с предупреждением и напоминанием о том, что нужно подтвердить получение требования.
В какой срок нужно ответить на требование
Обычно срок ответа на требование ФНС указывается прямо в требовании, поскольку для каждого вида запросов законом установлен свой срок. Например, ответить на требование необходимо в течение:
Возникает вопрос, с какого момента отсчитывается срок ответа.
- 5 рабочих дней — если запрос связан с проведением налоговой проверки у контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
- 10 рабочих дней — если документы запрашивают при налоговой проверке (п. 3 ст. 93.1 НК РФ) или вне рамок проверки, по конкретной сделке с контрагентом (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
- Срок исполнения требования об уплате — 8 рабочих дней, если в нём не указан более длительный срок.
Возникает вопрос, с какого момента отсчитывается срок ответа.
Если налогоплательщик получил требование лично под роспись, то срок, в течение которого нужно ответить, отсчитывают со следующего дня.
Требование, отправленное по почте заказным письмом, считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте), а срок исполнения начинает течь с седьмого рабочего дня — неважно, получил налогоплательщик письмо или нет.
Требование, отправленное через личный кабинет ИП или юрлица, читается полученным в день, когда оно там появилось. Отсчёт срока — со следующего дня.
Если требование направили по ТКС через оператора ЭДО, то налогоплательщик должен подтвердить получение требования и отправить в налоговую квитанцию о его приёме. Дата получения — та, что указана в квитанции о приёме. Отсчёт срока начнётся со следующего дня
В списке требований теперь отображаются сроки по требованиям. После подтверждения требования сервис показывает, сколько дней осталось на отправку ответа — документов, пояснений и т.д. Если требование не подтверждено, в сервисе отображается, сколько времени осталось на подтверждение. Для просроченных требований указывается срок просрочки.
Кроме того, если открыть требование, то в нём будет информационная плашка, посвящённая срокам ответа на данное требование с подробной выдержкой из законодательства. Срок может отличаться в зависимости от вида требования.
Читайте свежие новости о продуктах отчетности и получайте полезную информацию в наших Telegram-каналах