Маркировка средств реабилитации
1 сентября 2024 года начался повсеместный переход на обязательную маркировку средств реабилитации. Теперь производители и продавцы, участвующие в обороте такой продукции, обязаны наносить специальные средства идентификации на свой товар и передавать сведения о его передвижении в «Честный ЗНАК».
Расскажем об особенностях прослеживания товаров в системе мониторинга, а также о сроках и правилах маркировки технических средств реабилитации (ТСР).
Для чего нужна маркировка средств реабилитации
Маркировка средств реабилитации, как и других товаров, важна для успешной борьбы с контрафактом. Когда речь идёт о таких категориях, как лекарства, медицинские изделия или средства для людей с ограниченными возможностями, необходимость контроля товарооборота даже не ставится под сомнение. Дешёвые подделки плохого качества могут представлять серьёзную угрозу для здоровья и жизни пользователей. Например, трости или костыли из непрочных материалов могут не выдержать базовой нагрузки и сломаться, спровоцировав новые травмы и ухудшение состояния здоровья.
Система цифровой маркировки «Честный ЗНАК» обеспечивает полную прозрачность товарооборота и соответствие маркируемых товаров установленным стандартам. Конечный потребитель может не только отследить путь изделия от производителя до кассы, но также получить полную информацию о характеристиках товара и особенностях его эксплуатации.
Какие изделия подлежат прослеживаемости
Правила, связанные с маркировкой технических средств реабилитации, регулируются Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2024 года № 744. Под обязательную маркировку попадают такие виды ТСР, как:
- костыли, трости, опоры и поручни;
- ортезы и функциональные узлы протезов;
- кресла-стулья с санитарным оснащением;
- средства, применяемые при нарушениях функций выделения (моче- и калоприёмники);
- противопролежневые матрацы и подушки.
Порядок перехода на обязательную маркировку технических средств реабилитации
Маркировка ТСР начиналась с эксперимента: производители и импортёры добровольно маркировали средства реабилитации в период с 15 октября 2023 года по 31 августа 2024 года. После успешного завершения эксперимента и вступления в силу Постановления № 744 в России начинается поэтапное внедрение обязательной маркировки средств реабилитации.
- С 1 сентября 2024 года все участники товарооборота ТСР обязаны регистрироваться в «Честном ЗНАКе».
- 1 октября 2024 года — старт обязательной маркировки для производителей и импортёров. Необходимо наносить коды маркировки на каждый товар, выпускаемый на рынок РФ, и передавать в «Честный ЗНАК» сведения о вводе товаров в оборот.
- Промежуток с 1 октября 2024 года по 28 февраля 2025 года — маркировка товарных остатков, приобретённых или произведённых до 1 октября 2024 года.
- С 1 марта 2025 года — запрет на оборот немаркированных средств реабилитации, а также старт обязательной передачи сведений о выводе маркированных ТСР из оборота.
- С 1 сентября 2025 года — обязательная подача сведений об обороте ТСР в поэкземплярном формате для всех участников рынка.
Как маркируются средства реабилитации
Средством идентификации в системе цифровой маркировки служит код DataMatrix. Это двумерный матричный код, который невозможно подделать из-за его высокой криптографической защиты.
Генерировать Data Matrix может только оператор ЦРПТ по предварительному запросу участников рынка. Коды становятся доступны заказчику в его личном кабинете на сайте «Честный ЗНАК». Коды, полученные в электронном виде, нужно распечатать и наклеить на маркируемое ТСР.
Во многих средствах реабилитации преобладают цилиндрические и закруглённые поверхности (трости, костыли, стулья). Ещё во время эксперимента выяснилось, что коды Data Matrix считываются плохо, если нанесены на поверхности указанного типа. Поэтому при маркировке ТСР следует придерживаться рекомендаций экспертов ЦРПТ:
- если диаметр трубки меньше 19 мм, лучше воспользоваться не наклейками, а специальными стикерами в форме флажков;
- на трубках диаметром от 19 до 24 мм можно использовать наклейки (если поверхность ровная) или стикеры-флажки (при сильном закруглении);
- если диаметр трубки больше 24 мм, допустимо использовать любой способ нанесения маркировки.
Как участники рынка работают с маркированным товаром
Рассмотрим примерную схему товарооборота с участием производителя, дистрибьютора и розничного магазина.
- Получив коды маркировки, производитель печатает их и наносит на свой товар. Информацию о вводе этих товаров в оборот производитель сразу же передаёт в систему мониторинга.
- Производитель передаёт маркированные изделия дистрибьютору, сопровождая их универсальным передаточным документом (УПД), сформированным в системе ЭДО.
- Дистрибьютор сверяет коды маркировки полученных товаров с теми, что прописаны в УПД. Если всё верно, дистрибьютор передаёт в «Честный ЗНАК» информацию о подтверждении приёмки.
- Товар переходит по цепочке к розничному продавцу. Дистрибьютор при отгрузке так же формирует УПД.
- Розница принимает товар, сверяет коды фактически полученных изделий с кодами из УПД и подтверждает факт приёмки в «Честном ЗНАКе».
- При продаже конечному потребителю код товара сканируется на кассе, а оператор фискальных данных (ОФД) передаёт в систему мониторинга информацию о том, что товар вышел из оборота.
Подключение к системе мониторинга
Первым делом для подключения к «Честному ЗНАКу» каждому участнику товарооборота ТСР потребуется квалифицированная электронная подпись, оформленная на имя руководителя организации или предпринимателя. КЭП нужна и для дальнейшего документооборота с контрагентами, и для передачи сведений о движении продукции в систему маркировки.
Следующим шагом является договор с оператором ЭДО, поскольку данные в систему маркировки можно передавать только через него (Постановление Правительства № 2464).
После регистрации в системе мониторинга нужно пополнить лицевой счёт в личном кабинете тем участникам, которые непосредственно должны маркировать изделия (обычно это производители и импортёры). Для печати и нанесения кодов потребуется термо- или термотрансферный принтер.
Участники, продающие товар конечному потребителю, должны приобрести контрольно-кассовую технику с поддержкой ФФД 1.2 и заключить договор с оператором фискальных данных, чтобы все кассовые операции передавались в ФНС и «Честный ЗНАК». Также им потребуется товароучётная программа и терминал сбора данных или 2D-сканер (для считывания кодов).
Для пользователей программ 1С есть специальное предложение — сервис Доки, позволяющий работать с цифровыми документами в привычном интерфейсе. Никакого дополнительного ПО не потребуется, так как сервис адаптирован для работы с маркированными товарами и поддерживает передачу УПД в систему маркировки.