
Как сделать возврат алкоголя в 1С:Розница и передать данные в ЕГАИС
Если продавец получил партию алкоголя больше, чем заказывал, либо продукция пришла низкого качества, он может вернуть полученный товар. Разберёмся, как сделать возврат алкоголя поставщику через ЕГАИС в 1С:Розница и в каких случаях это можно, а когда – нет.
В каких случаях можно оформить возврат алкоголя
Чтобы вернуть алкоголь через систему ЕГАИС, он должен соответствовать определённым требованиям:
- Учёт на оптовом (первом) регистре, где обычно числится крепкий алкоголь;
- Наличие расходной (возвратной) товарно-транспортной накладной. Накладная формируется в учётной системе и содержит сведения о товаре, который возвращается и его количестве.
Если продукция, подлежащая возврату, находится в торговом зале (второй регистр), её нужно переместить на склад и после обновления документации в учётной системе можно готовить соответствующую товарно-транспортную накладную.
Возврату подлежит повреждённая или бракованная продукция, бутылки с повреждённой или нечитаемой акцизной маркой. Также алкоголь возвращается тогда, когда в магазин розничной продажи было отгружено больше продукции, чем требовалось, либо когда торговая точка закрывается, а поставщик алкогольной продукции согласен её принять обратно.
Возврат алкоголя по закону: законодательная база
В Федеральном законе от 22.11.95 № 171-ФЗ отражены требования к возврату алкогольной продукции. Согласно ему, все действия с возвратом алкоголя поставщику должны обязательно фиксироваться.
Нарушение правил возврата алкоголя, его производства и оборота зафиксированы в КоАП РФ Статья 14.17.
Возврат алкоголя через 1С:Розница ЕГАИС: пошаговая инструкция
Чтобы вернуть алкогольную продукцию в 1С:Розница, поставщику нужно:
- Сформировать документ «Возврат товаров поставщику», открыв закладку «Товары», и в колонке «Приходные документы» сформировать бланк на поступление товара, по которому будет проводиться возврат.
- Заполнить поле «Причина возврата» – элемент справочника «Аналитика хозяйственных операций» из раздела «Администрирование» – «Запасы и закупки». В нём нужно выбрать раздел «Хозяйственная операция» и выбрать операцию «Возврат поставщику».
- Заполнить недостающие данные и провести документ в 1С.
В нижней части документа нужно нажать «Создать ТТН ЕГАИС (исходящую)».
Далее откроется форма документа «Товарно-транспортная накладная ЕГАИС (исходящая)».
После этого нужно отсканировать коды продукции, выбрав команду «Подобрать и проверить алкогольную продукцию». Затем с помощью сканера считываются штрихкоды на товарах.
С 2024 года действует обязательная маркировка алкогольной продукции, в том числе пива и слабоалкогольных напитков, поэтому сканировать штрихкоды при возврате алкогольной продукции нужно обязательно.
- Следующий шаг – провести исходящую ТТН, выставив статус документа «Черновик».
- Запустить команду «Передать в ЕГАИС». После передачи статус документа изменится на «Передаётся в ЕГАИС».
После получения ответа от поставщика статус документа изменится на «Проведён в ЕГАИС».
Иными словами, чтобы оформить возврат пива поставщику и отправить данные в ЕГАИС, нужно сформировать исходящую товарно-транспортную накладную в ЕГАИС на остатки продукции. Продавец в ответ формирует входящую накладную с информацией о возвращённом алкоголе из ЕГАИС.
Что делать после оформления возвратной накладной
Подготовка накладной ЕГАИС – начало процесса возврата алкогольной продукции. Далее нужно дождаться, когда товар переместится в виртуальный резерв, получить ответ от получателя груза. На этом этапе поставщик может как принять возвратный документ, так и отказаться от него.
Если поставщик согласен принять товар, то статус товарно-транспортной накладной изменится на «Подтверждена». Когда возврат делает торговая точка или заведение общественного питания, то оформляется ТОРГ-12, специальная форма товарной накладной на перемещение возвращаемой продукции, чтобы её можно было фактически передать поставщику. Получив её, поставщик формирует приходную накладную, куда вносит сведения о продукции, которая была ему возвращена.
Могут ли не принять возвратную накладную
Возвратную накладную поставщик может не принять. Причиной для отказа может стать неправильное заполнение документов или же условия договора, по которым обратный приём отгруженной продукции не предусмотрен.
Чтобы таких ситуаций не возникло, стороны при заключении договора должны обсудить все детали сотрудничества и решения всех вопросов, связанных с поставками, реализацией и возможностью возврата алкогольной продукции.
Популярные вопросы
Можно вернуть качественный алкоголь, если поставщик не отказывается его принять. Например, бутылка качественного алкоголя была разбита на кассе по вине кассира или продавца. В такой ситуации разбитую бутылку нужно вернуть, а покупателю продать новую.
Точный срок, в который должен быть проведён возврат ЕГАИС не установлен. Вернуть некачественную или бракованную продукцию можно в тот же день, через день, через неделю. Штрафов за нарушение сроков не предусмотрено.
Если в принятой товарно-транспортной накладной обнаружится ошибка, нужно отменить акт, созданный на эту накладную. В этом случае формировать возврат или просить выслать новую ТТН не нужно.
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», возврату и обмену подлежат непродовольственные товары. К этой категории безалкогольное пиво не относится. Однако, если у товара истёк срок годности или он ненадлежащего качества, покупатель вправе вернуть его.