Электронная подпись для ИП: получение и оформление
Техподдержка:
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Стоимость электронной подписи для ИП

Купить электронную подпись ИП в аккредитованном Минкомсвязью Удостоверяющем Центре

Особенности электронной подписи для ИП

Для ведения своей деятельности индивидуальный предприниматель использует электронную подпись ИП. В частности, без неё не обойтись при работе с некоторыми видами отчётности, которую ФНС или другие ведомства принимают только в электронном виде.

Разберёмся в особенностях электронной подписи предпринимателя и расскажем, как сделать ЭЦП ИП.

ЭЦП — это устаревшее понятие. Расшифровывается как «электронная цифровая подпись». В настоящее время законодательством закреплено название ЭП, которое расшифровывается как «электронная подпись».

В чём отличие подписи для ИП от ЭП юридического или физического лица

Электронная подпись выпускается для определённого физического или юридического лица и подтверждает действия, совершаемые от его имени.

Сертификат ЭП ИП, в отличие от сертификатов физлиц, включает основные регистрационные данные предпринимателя, в том числе ОГРНИП. Если у ИП есть сотрудники, то для них, при необходимости, выпускаются электронные подписи физлиц. Чтобы сотрудники могли подписывать документы от лица ИП, на них оформляется машиночитаемая доверенность (МЧД).

В зависимости от статуса владельца, ЭП имеет свои особенности:

Критерий Электронная подпись ИП Электронная подпись юрлица Электронная подпись физлица
Кому выдается Индивидуальному предпринимателю Индивидуальному предпринимателю Руководителю юридического лица Физическому лицу
Состав данных в сертификате Включает основные регистрационные данные ИП, включая ОГРНИП Содержит сведения о компании и руководителе Содержит только персональные данные физлица
Назначение Подписание любых файлов и документов, юридически значимый документооборот с контрагентами и госорганами Подписание документов от имени организации, документооборот с контрагентами Подписание документов на госпорталах, кадровых документов, подача заявлений в учебные заведения и госструктуры
Использование в бизнесе Полностью равнозначна рукописной подписи, используется для взаимодействия с контрагентами и госорганами Используется для подписания официальных документов компании Можно использовать для подачи заявлений, например, на регистрацию ИП или юрлица в ФНС, но после регистрации бизнеса требуется подпись юрлица или ИП
Возможность использования сотрудниками Требуется машиночитаемая доверенность (МЧД) для делегирования подписания документов сотрудникам Директор может делегировать часть полномочий сотрудникам через МЧД Не требуется
Дополнительные особенности Если у ИП есть сотрудники, им выдаются ЭП физлиц, но для подписания документов от лица ИП нужна МЧД КЭП руководителя содержит сведения о компании, применяется для документооборота с контрагентами Не содержит информации о компании, применяется для личных целей и взаимодействия с государственными структурами
Подробнее ознакомиться с понятием МЧД рекомендуем в нашей статье.

Какой тип ЭЦП для ИП требуется

Существует три вида подписи:

  • Простая электронная подпись (ЭП)
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП или КЭП)

Для взаимодействия с государственными органами и участия в юридически значимом документообороте индивидуальные предприниматели используют только квалифицированную электронную подпись (УКЭП ИП).

УНЭП не подходит для сдачи отчетности в государственные органы. Ее можно применять только для внутреннего и кадрового документооборота.

В некоторых случаях УНЭП можно использовать для работы с контрагентами, но для этого требуется специальное соглашение между сторонами.

Зачем нужна ЭЦП для ИП

Сертификат электронной подписи индивидуального предпринимателя оформляется в любом случае, вне зависимости от выбранной формы налогообложения. Только при её наличии ИП сможет:

1

сдавать отчётность;

2

подписывать документы в системах электронного документооборота (ЭДО);

3

пользоваться услугами различных государственных инфосистем;

4

принимать участие в электронных торгах на различных интернет-площадках;

5

взаимодействовать с ЕГАИС, «Честный ЗНАК» и другими сервисами.

ЭЦП для отчётности ИП
С помощью УКЭП можно сдавать бухгалтерскую или налоговую отчётность в электронном формате. Такое применение гарантирует: - конфиденциальность переписки; - корректную идентификацию налогоплательщика, подающего отчётную документацию; - защиту отчётности от внесения исправлений со стороны налогоплательщика или третьих лиц. Ключи для доступа к зашифрованным документам есть только у ФНС, поэтому получить доступ к отчётным данным может только налоговый орган.
Использование ЭЦП ИП для ЭДО
В системе внешнего ЭДО квалифицированная подпись для ИП применяется, чтобы взаимодействовать с контролирующими органами, размещать информацию на госпорталах и участвовать в электронных торгах. Это обусловлено тем, что: - электронный документ, подписанный ЭП, считается юридически значимым; - КЭП ИП можно использовать для ЭДО.
Использование ЭЦП ИП для торгов
Наличие ЭЦП для участия в электронных торгах является обязательным. Без неё ИП не сможет подать заявку на аккредитацию и участие в процедурах, а также сделать ценовые предложения на аукционе или редукционе.
Применение ЭЦП ИП для Госуслуг и портала налоговой
С квалифицированной электронной подписью ИП может открыть личный кабинет на государственном портале и получать различные госуслуги. Также можно создать ЛК на сайте налоговой, чтобы отслеживать состояние своего ЕНС и получать некоторые справки и выписки.
Использование ЭЦП ИП для ЕГАИС
Квалифицированной ЭП можно подписывать документы, которые необходимо отправить в ЕГАИС, однако для данной информационной системы требуется токен с встроенной криптографией, например, JaCarta-2SE или Рутокен ЭЦП 3.0. Подпись для ЕГАИС подходит и для других действий, в частности, для работы на портале ФНС. ЭП необходима на каждом этапе: от производства товара до его продажи. К примеру, при формировании накладной поставщик отправляет её цифровую копию, подтверждённую электронной подписью, в ЕГАИС. Торговец розничными товарами проверяет соответствие данных ЕГАИС с фактической поставкой. Если обнаружатся расхождения, он может сделать соответствующий акт, который также нужно заверить с помощью ЭП.
Количество торговых точек у ИП не имеет значения – достаточно одного сертификата КЭП ИП для работы в ЕГАИС. Однако в каждой точке должен быть ответственный работник с сертификатом КЭП физлица и МЧД.

Как получить усиленную квалифицированную электронную подпись ИП

Вопрос Описание
Где получить ЭЦП для ИП? Подпись можно получить в удостоверяющем центре (УЦ) ФНС в отделении налоговой или у доверенного лица ведомства. Перечень подходящих отделений представлен на сайте налоговой в разделе «Порядок получения электронной подписи». Обращаться заранее для записи на приём не нужно. Клиенты ФНС обслуживаются в порядке очереди по графику филиала.
Что необходимо для получения ЭЦП в УЦ ФНС?
  • Сертифицированный защищённый носитель (USB-токен) с сертификацией от ФСТЭК или ФСБ России (без него услугу не окажут).
  • Лицензия на программу «КриптоПро CSP» для дальнейшей работы с КЭП.
Можно ли подать заявку онлайн? Да, заявку на получение сертификата можно подать онлайн в личном кабинете на сайте налоговой.
Документы для получения ЭЦП при личном посещении налоговой
  • Паспорт
  • Страховое свидетельство (СНИЛС)
  • ИНН
  • Сертифицированный токен
Можно ли получить ЭЦП удалённо?

Да, но для этого необходимы:

  • Учётная запись на Госуслугах
  • Регистрация в Единой биометрической системе
  • Компьютер с микрофоном и камерой
Как упростить процесс получения ЭЦП? Рекомендуем воспользоваться услугой КЭП в ФНС «под ключ». Специалисты помогут сэкономить время на идентификации, регистрации в контролирующих органах и настройке рабочего места.
Оформление ЭП для сотрудников ИП Сотрудники и доверенные лица ИП должны получить КЭП физического лица. Такие подписи налоговая не выдаёт. Для их получения необходимо обращаться в коммерческий удостоверяющий центр, который имеет аккредитацию от Министерства цифрового развития. Актуальный перечень таких организаций представлен на сайте ведомства.

Как подключиться

Не упустите возможность воспользоваться текущими акциями по продукту

Оформите заявку, с Вами свяжется представитель нашей компании в регионе — он поможет заполнить договор и другие необходимые документы, а также выставит счет

Для получения электронной подписи Вам понадобится предоставить всего 1 документ: паспорт

Самостоятельно сформируйте заявление на получение электронной подписи по ссылке, предоставленной менеджером

После оплаты счета Ваше заявление на получение электронной подписи будет одобрено

Готовый сертификат электронной подписи будет автоматически установлен на защищенный носитель при обновлении статуса заявления

Зачем покупать токен и устанавливать КриптоПро CSP

Закрытый ключ квалифицированной электронной подписи индивидуального предпринимателя хранится только у владельца. ФНС требует, чтобы ключ хранился только на защищённом носителе (USB-токене) в неизвлекаемом виде. Чтобы начать с ним работать, USB-токен вставляется в компьютер. Удалённо использовать ЭП нельзя. Сделано это для того, чтобы злоумышленники не смогли ею воспользоваться и что-нибудь подписать вместо владельца.

Цена токена зависит от модели и производителя. Подробнее о том, как выбрать носитель для КЭП ФНС, мы рассказывали в другой статье.

В большинстве случаев для работы с подписью нужна специальная программа-криптопровайдер, например, КриптоПро CSP 5.0. Она представляет собой средство криптографической защиты информации, без которого электронная подпись на стандартном некриптографическом носителе работать не будет. На сайте производителя можно скачать пробную версию программы. Но по истечении трёх месяцев пользователю нужно купить лицензию.

О том, как правильно установить КриптоПро CSP, можно прочесть в отдельном материале.
Важно! Если предприниматель планирует использовать ЭП на нескольких ПК, ему придётся купить лицензию КриптоПро CSP для каждого устройства.

Как пользоваться электронной подписью для ИП

Чтобы подписать документ, пользователю необходимо:

icon1

Вставить токен в USB-разъём компьютера.

icon2

Запустить рабочую программу или открыть в браузере нужный веб-сайт.

icon3

Выбрать нужное действие или документ и нажать кнопку «Подписать».

icon4

Выбрать актуальный сертификат для ИП.

icon5

Сохранить файл в системе электронного документооборота, в компьютере или на стороннем носителе.

Популярные вопросы

Ничем, это разные названия одного и того же. ЭЦП — устаревшее понятие, сейчас вместо него используется ЭП (электронная подпись). Если электронная подпись квалифицированная, то её часто сокращают до КЭП или УКЭП.

Как правило, ФНС выдаёт сертификаты КЭП в течение 15 минут. Процесс оформления зависит от загруженности выбранного отделения. Если пакет документов и токен в порядке, ИП получит ЭП в день визита. В редких случаях это занимает больше времени и процесс оформления может затянуться до 5 дней.

ФНС выдаёт сертификаты с фиксированным сроком действия — 15 месяцев. КЭП, выданную налоговой, можно продлить удалённо через личный кабинет пользователя, для этого не нужно посещать отделение ФНС.

Сертификат подписи выпускается бесплатно, но для хранения ключей и использования КЭП владельцу необходимо приобрести сертифицированный токен и СКЗИ. Конечная цена зависит от потребностей пользователя и сопутствующих услуг. Подробная информация по стоимости ЭЦП для ИП доступна здесь.

Также вы можете выбрать токен для ИП в нашем каталоге и подобрать лицензию КриптоПро CSP, воспользовавшись консультацией специалиста.

Нужна, так как сертификат ЭП предпринимателя существенно отличается от сертификата ЭП физлица.

Оставить заявку

Мы перезвоним в течение часа и расскажем про всю нашу продуктовую линейку

/upload/iblock/964/s7wiu299wcqum32ht5l66cc6ywt7tyom/feedback.png
3 минуты — и готово! Скачайте бесплатную программу Астрал Помощник и начните работу
с электронной подписью прямо сейчас

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger