Работа с пособиями и больничными листами: Проактивная схема в Астрал Отчет 5.0 | Помощь Астрал
Техподдержка:
Отдел продаж
График работы

Астрал Отчет 5.0: Проактивная схема

Автор Технический писатель Астрал

Автор: Технический писатель Астрал

Редактор Матвеева Ксения

Редактор: Матвеева Ксения

08.04.2024
2199
Из статьи вы узнаете:

С 2023 года назначением и выплатой социальных пособий занимается Социальный фонд (СФР), который пришел на смену Пенсионному фонду (ПФР) и Фонду социального страхования (ФСС).

Проактивная (беззаявительная) схема - механизм оформления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка без заявления застрахованного лица.

Электронные листки размещаются в системе «Соцстрах», а далее СФР на их основании запрашивает нужную информацию для расчета пособий у работодателей. Если запрос недостающих сведений не поступил, страхователь должен запросить его самостоятельно.

Проактивную выплату пособий ввел Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ, который внес поправки в Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании…».

Также работу по проактивной схеме регулируют следующие нормативные акты:

На сайте СФР размещены электронные шаблоны всех документов, необходимых для работы с проактивными выплатами.

Начиная с 1 января 2024 года все работодатели должны использовать проактивную схему выплат. Это значит, что не компания, а СФР будет инициировать расчет пособия, учитывая конкретные факты: болезнь сотрудника, рождение ребенка и пр.

Перечень документов, которые отправляются по проактивной схеме

Реализованные сообщения по проактивной схеме в Астрал Отчет 5.0

Тип ДО

по спецификации

Документ

Описание

100

входящий

/101

исходящий

Запрос недостающих сведений (предзаполненный электронный реестр)

Документ предназначен для предоставления страхователю проактивно собранных сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности и материнству (заменяет собой отправку от страхователя Реестра сведений 1.7.7). Ответ необходимо отправить в течение 3х рабочих дней.

86
Исходящий

Сведения о застрахованных лицах

Используется для назначения и выплаты всех видов пособий работнику.

Сведения направляются страхователями при приеме (увольнении) работника, при изменении сведений по его инициативе (например, при смене фамилии). Сведения направляются в течение 3х дней (п. 7 ч. I Постановления Правительства РФ от 23.11.2021 № 2010).


111

входящий

Уведомление об изменении ЭЛН

Сведения проактивно и автоматически направляются в адрес страхователя при каждом изменении статуса ЭЛН (открыт, продлен, закрыт, аннулирован).

109

исходящий

Информация о жизненных событиях

Документ предназначен для инициации проактивного процесса со стороны страхователя, например сотрудник уходит в отпуск за ребенком до 1,5 лет.

104

исходящий

Уведомление о прекращении отпуска по уходу за ребенком

Документ предназначен для информирования СФР со стороны страхователя о прекращении отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Уведомление необходимо отправить в течение 3х рабочих дней.

320

исходящий

321 входящий

Запрос о получении от Фонда сведений о зарплате ЗЛ

С 1 января 2023 года заменяет “Справку о сумме заработной платы № 182н”, выдаваемую работодателем работнику по запросу.

Для получения работодателями сведений о заработной плате застрахованного лица при исчислении пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня заболевания или травмы (в том числе по листкам нетрудоспособности, сформированным с продолжительностью не более 3х дней) реализован механизм типов сообщений при информационном взаимодействии работодателей и страховщика в электронном виде. Информацию по работнику возможно запросить с 2019 по текущий год включительно.

10

входящий

Извещения ПВСО

В случае получения от работодателя сведений не в полном объеме, территориальный орган СФР в течение 5 рабочих дней со дня их получения направит работодателю извещение о необходимости представить недостающие сведения или документы. Работодатель, в свою очередь, обязан исполнить это требование страховщика в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.

Сведения о застрахованных лицах (86 ДО)

Схема взаимодействия выглядит следующим образом:


Сведения направляются страхователями при приеме (увольнении) работника либо при изменении сведений по его инициативе. 

В ответ страхователь получит от СФР:

  • Результат регистрации карточки по ЗЛ или форматную ошибку.
  • Информирование о расхождении сведений с данными СФР (при наличии таких расхождений).

СФР рекомендует отправить сведения по всем сотрудникам.

Массовая отправка сведений по застрахованным лицам в одном файле не поддерживается форматом СФР, сведения необходимо отправлять отдельно по каждому сотруднику.


Уведомление об изменении ЭЛН (111 ДО)


Сведения проактивно и автоматически направляются со стороны СФР страхователям на основании сведений в системе СФР и сведений о застрахованном лице при каждом изменении статуса ЭЛН (открыт, продлен, закрыт, аннулирован).

Запрос недостающих сведений (100 ДО)


Документ предназначен для предоставления страхователю проактивно собранных сведений для назначения пособия по временной нетрудоспособности и материнству.

Направляется страхователю после закрытия ЭЛН.

В ответ страхователь должен отправить:

  • подтверждение выплаты пособия;
  • или отказ в подтверждении.

Информация о жизненном событии (109 ДО)


Страхователи в инициативном порядке сообщают СФР информацию о необходимости начать проактивный процесс, может быть отправлена в следующих случаях:

  1. Для назначения пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.  В связи с тем, что данное пособие не может быть назначено проактивно, так как уйти в отпуск может любой родственник, то СФР ожидает информацию от страхователя.
  2. Если страхователь не получил Уведомление об изменении ЭЛН и Запрос недостающих сведений (предзаполненный электронный реестр) по застрахованному лицу.
  3. Если на ранее полученный от СФР Запрос недостающих сведений страхователем был отправлен ошибочно отказ в назначении пособия и необходимо отправить подтверждение выплаты.

После получения Информации о жизненном событии СФР формирует и отправляет в адрес страхователя Запрос недостающих сведений (предзаполненный электронный реестр).

Извещение ПВСО (10 ДО)

В случае получения от работодателя сведений не в полном объеме, территориальный орган СФР в течение 5 рабочих дней со дня их получения направит работодателю извещение о необходимости представить недостающие сведения или документы. Работодатель обязан исполнить это требование страховщика в течение 5 рабочих дней со дня получения извещения.

Если страхователь получит извещение ПВСО с необходимостью предоставить заверенные копии документов с сопроводительным письмом, по каналу СЭДО не предусмотрена отправка таких документов. 

Данная функциональность реализована в ЛКС (Личный кабинет страхователя). Страхователь может в ЛКС отправить ответ на извещение и приложить скан-копии документов.

Уведомление о прекращении отпуска по уходу за ребенком (104 ДО)


Документ предназначен для информирования СФР со стороны страхователя о прекращении отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет.

После полного перехода на проактивную систему у страхователя останется техническая возможность отправки запроса на получение ЭЛН и отправки реестра сведений (1.7.7), но пособие будет выплачено при получении ответа по проактивной схеме.

С 12.01.2024 Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации прекратил прием Реестров сведений (ПВСО) в электронном виде, за исключением:

  • реестров с признаком перерасчет;
  • реестров с признаком «Проживание на территории по 20-ФЗ».

Для работы по проактивной схеме можно использовать ЛКС. Электронная подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности.

Сведения о заработной плате сотрудника (320 ДО)

С 1 января 2023 года справка по форме 182н отменена. Теперь получить данные о размере зарплаты новых сотрудников за предыдущие 2 года для оплаты больничного можно будет в электронном виде, направив запрос в СФР. В запросе нужно указать 2 календарных года и в ответ фонд пришлет сведения о доходах сотрудника по всем работодателям за указанные периоды и сумму доходов по той организации, которая направила запрос.

Настроить документооборот с СФР

Чтобы взаимодействовать с СФР по пособиям, работодатель должен подключиться к программе социального электронного документооборота (СЭДО).

С Астрал Отчет 5.0 вы можете направить нужную информацию в фонд корректно и в полном объеме. Информация передается по защищенным каналам связи.

Штрафы

Отправка документов с опозданием или их отсутствие при проверке — штраф 200 ₽ за каждый документ.

Недостоверные сведения и сокрытие документов, которые повлекли излишние расходы на выплаты — 20% от суммы излишних расходов, но не менее 1 000 ₽ и не более 5 000 ₽.

Штраф за просрочку сведений в СФР для назначения и выплаты пособий — 5 000  ₽.

Комментарии для сайта Cackle

Хотите разобраться
в сервисах Астрал?

Подробные инструкции,
решения проблем
и ответы на вопросы
в Базе знаний

autohello-finger