Регистрация в ЕИС – Единой информационной системе в сфере госзакупок

Сергей Феоктистов

Регистрацию на ЕИС «Госзакупки» должны пройти все, кто хочет участвовать в электронных торгах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. На этой интернет-площадке вы можете заключить выгодную сделку как заказчик или увеличить доход за реализацию контрактов как исполнитель.
В статье расскажем про порядок регистрации в ЕИС в 2025 году для ИП, юридических лиц и физических лиц, а также предоставим пошаговую инструкцию.
Что такое ЕИС
Сайт ЕИС «Госзакупки» предназначен для размещения информации о тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. ЕИС расшифровывается как Единая информационная система. Без регистрации в ЕИС нельзя участвовать в государственных торгах. На портале размещаются публикации с планами-графиками закупок, сведениями об участниках и заказчиках, протоколами органов и др.
Регистрация в Единой информационной системе «Госзакупки» происходит по адресу zakupki.gov.ru.
Зачем регистрироваться в ЕИС
Регистрация в Единой Информационной Системе закупок позволяет принять участие в следующих мероприятиях:
- закупка по ФЗ-44;
- закупка по 223-ФЗ, организованная только для субъектов МСП;
- тендер по капремонту 615-ПП.
Кто может зарегистрироваться в ЕИС
В Единой информационной системе в сфере закупок могут зарегистрироваться две основные категории пользователей: заказчики и участники закупок.
Заказчиками могут быть государственные и муниципальные органы, бюджетные учреждения, гос. компании и прочие организации. Они проводят закупки товаров, работ и услуг за счёт бюджетных средств или средств иных юрлиц.
Участники закупок, в свою очередь, — это юрлица и ИП, которые готовы выступить в качестве поставщиков, подрядчиков или исполнителей. Регистрация в ЕИС доступна не только МСП и крупным компаниям, представленным в виде ООО. Сделать это могут и физлица, если торги проходят у единственного поставщика.
Помимо этого, регистрацию в ЕИС проходят операторы электронной торговой площадки, уполномоченные органы контроля и надзора. Процедура регистрации и работы регулируется Федеральными законами №44-ФЗ и №223-ФЗ.
1С-ЭТП
Что нужно для регистрации в ЕИС
Список того, без чего вы не сможете работать на портале Госзакупок:
- регистрация в ЕСИА «Госуслуги»;
- пакет документов и удостоверяющая информация;
электронная подпись:
- сертификат КЭП ИП или юрлица;
- сертификат КЭП физлица для сотрудника или доверенного лица;
- сертифицированный токен;
- машиночитаемая доверенность;
- настроенное рабочее место.
Учётная запись на Госуслугах
Регистрация в ЕИС проходит только на официальном сайте государственных закупок при помощи портала «Госуслуги». Поэтому каждому пользователю необходимо иметь действующую учётную запись ЕСИА. Пользоваться сторонними ресурсами не нужно, так как это угрожает информационной безопасности. Злоумышленники могут похитить данные пользователя.
Пакет документов и удостоверяющая информация
Рассмотрим в таблице, какие данные и документы понадобятся для регистрации в ЕИС.
Юридическому лицу | Индивидуальному предпринимателю | Физическому лицу | |
---|---|---|---|
1 | Название организации | ФИО | ФИО |
2 | ИНН организации | ИНН | ИНН |
3 | ФИО и должность лица, которое имеет право действовать без доверенности от имени юридического лица | - | - |
4 | ИНН директора | - | - |
5 | Паспорт директора | Паспорт | Паспорт |
6 | Наименование и цифровой код страны регистрации в соответствии с классификатором стран мира | Наименование и цифровой код страны регистрации в соответствии с классификатором стран мира | Наименование и цифровой код страны регистрации в соответствии с классификатором стран мира |
7 | Адрес организации | Почтовый адрес и адрес фактического проживания | Почтовый адрес и адрес фактического проживания |
8 | Электронная почта и номер телефона | Электронная почта и номер телефона | Электронная почта и номер телефона |
9 | Адрес сайта юридического лица | - | - |
10 | ОГРН | ОГРНИП | - |
11 | Выписка из ЕГРЮЛ | Выписка из ЕГРИП | - |
12 | Подтверждение статуса субъекта МСП (при наличии) | Подтверждение статуса субъекта МСП (при наличии) | - |
13 | Дата регистрации юрлица и код причины постановки на учёт в налоговой | Дата регистрации предпринимателя и дата постановки на учёт в налоговой | - |
14 | Коды вида экономической деятельности в соответствии с классификатором видов экономической деятельности | - | - |
15 | Копии учредительных документов | - | - |
16 | Решение о согласии на совершение крупных сделок или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур с указанием максимальных параметров условий одной сделки | - | - |
17 | Информация о привлечении к административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица | - | - |
Электронная подпись
Для регистрации и полноценной работы в ЕИС сферы закупок необходим сертификат квалифицированной ЭЦП и настроенное рабочее место. Сертификат КЭП нужно оформить не только на руководителя, но и на каждого сотрудника или доверенное лицо, который будет вести дела по закупкам.
В зависимости от будущего владельца оформляют сертификат в разных удостоверяющих центрах:
- руководители и работники бюджетных организаций — УЦ Казначейства;
- компании финансового сектора — УЦ Центробанка;
- директоры юрлица и ИП — УЦ ФНС и доверенные лица УЦ ФНС;
- работники и доверенные лица — коммерческие УЦ, аккредитованные Минцифры.
Машиночитаемая доверенность
Чтобы работать от имени директора на портале zakupki.gov.ru: подавать заявки, участвовать в аукционах, подписывать контракты, на уполномоченное лицо нужно оформить МЧД. Это документ в машиночитаемом виде, который заменяет бумажную доверенность и используется в электронном документообороте.
Сертифицированный токен
Согласно регламенту УЦ ФНС, записать сертификат и хранить закрытый ключ КЭП можно только на токене, сертифицированным ФСТЭК или ФСБ России. Без этого устройства руководителю организации или ИП откажут в оформлении сертификата. Для физлиц такой обязанности нет, но специалисты рекомендуют использовать данный способ хранения ключевой информации. USB-токен — это специальный носитель информации, который внешне напоминает флешку. Для авторизации на портале или подписи цифрового документа нужно вставить его в компьютер.
После того как вы получите сертификат КЭП, его нужно установить на ПК вместе с корневыми сертификатами.
Настройка рабочего места
Прежде чем переходить к регистрации в ЕИС «Госзакупки», следует подготовить компьютер к работе на портале. Для этого потребуется:
- установить браузер с поддержкой защитного протокола Transport Layer Security, например, Internet Explorer начиная с версии 11.0;
- добавить домены gosuslugi.ru и zakupki.gov.ru в список доверенных узлов браузера;
- установить и настроить криптопровайдер. Например, КриптоПро CSP версии 5.0, плагин КриптоПро ЭЦП Browser plug-in версии 2.0 и выше и специальное расширение.
После установки этих компонентов с официального сайта Госзакупок необходимо скачать файл для автоматизированной настройки рабочего места:
Проверьте, соблюдаются ли на вашем компьютере необходимые требования.
- На сайте: https://zakupki.gov.ru на главной странице нажмите «Документы», перейдите по ссылке «Материалы для работы в ЕИС», далее «Файлы для настройки рабочего места» и «Автоматизированная настройка».
Выберите ОС Windows или Linux и загрузите соответствующий файл мастера автоматизированной настройки рабочего места.
Запустите файл, выберите роль и нажмите «Далее».
Дождитесь окончания проверки и нажмите кнопку «Далее». Это необходимо делать на каждом шаге проверки. Учитывайте, что на определённых этапах «Мастер установки» будет требовать от пользователя какое-либо действие. Например, выбрать версию криптопровайдера и сертификат КЭП или ввести пароль от контейнера закрытого ключа.
По окончании программа покажет, какие элементы удалось установить, а где выявлена ошибка.
- При удачной проверке перезагрузите компьютер.
Сколько времени займёт регистрация
Чтобы оценить время, необходимое для регистрации в ЕИС, рассмотрим максимальные сроки каждого этапа:
Оформление сертификата КЭП и настройка ПК
1-3 дня
Регистрация руководителя как физлица в ЕСИА
5 дней
Создание профиля компании в ЕСИА
5 дней
Внесение данных в ЕРУЗ после регистрации в ЕИС
5 дней
Аккредитация на электронных торговых площадках
1 день
Процесс регистрации может быть ускорен, если у руководителя компании уже есть профиль в ЕСИА. В некоторых случаях информация передаётся в ЕРУЗ в тот же день, что сокращает время регистрации до нескольких дней. Однако для уверенности и избежания форс-мажоров рекомендуется заблаговременно пройти все этапы регистрации — за 1-2 недели до планируемого участия в закупках.
В каком порядке проходит регистрация в ЕИС «Госзакупки»
Для руководителя или ИП регистрация в ЕИС закупок проходит в несколько этапов при помощи Единой системы идентификации и аутентификации.
- Получите сертификат КЭП.
- Зарегистрируйтесь на Госуслугах в качестве физического лица.
- Создайте на портале профиль организации.
- После регистрации на портале «Госуслуги» создайте профиль в ЕИС «Госзакупки», затем подождите, пока организация будет включена в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
- Дождитесь, пока информация из системы дойдёт на федеральные электронные торговые площадки (ФЭТП).
В общей сложности регистрация в ЕИС «Госзакупки» может занять 16 рабочих дней. На процедуру регистрации уйдёт на порядок меньше времени, если руководитель уже зарегистрирован на Госуслугах, а у компании есть профиль на портале.
Регистрация на сайте Госуслуг
Для начала вам потребуется пройти первичную регистрацию в качестве физического лица. Ваша учётная запись должна иметь статус подтверждённой. Для подтверждения личности рекомендуется использовать электронную подпись.
После подтверждения личности зарегистрируйте учётную запись предпринимателя или организации. В этом случае личный кабинет может быть создан только самим индивидуальным предпринимателем. Для юридических лиц учётную запись могут создать руководитель или представитель предприятия, имеющий право действовать от его имени без доверенности.
Регистрация ИП на Госуслугах
В меню пользователя выберите «Войти как организация».
Нажмите «Создать учётную запись предпринимателя».
Нажмите «Добавить».
Выберите «Индивидуальный предприниматель».
Заполните необходимые сведения и нажмите «Продолжить».
- Результат проверки будет направлен на электронную почту, указанную в профиле гражданина. Личный кабинет ИП станет доступен в разделе «Учётные записи и роли». Его также можно выбрать при входе на портал.
Регистрация юрлица на Госуслугах
В меню пользователя выберите «Войти как организация».
Нажмите «Создать учётную запись организации».
Нажмите «Добавить».
Выберите «Юридическое лицо».
Присоедините к компьютеру ваш токен с закрытым ключом КЭП и нажмите «Продолжить».
- Система найдёт сертификат электронной подписи и заполнит информацию об организации самостоятельно. Проверьте данные, нажмите «Продолжить», а потом «Отправить».
- Результат проверки будет направлен на электронную почту, указанную в профиле гражданина. Личный кабинет организации станет доступен в разделе «Учётные записи и роли». Его также можно выбрать при входе на портал.
Если не будете принимать участие в закупках, то после создания учётной записи организации добавьте в профиль компании должностное лицо, которое будет работать на ЭТП от вашего имени. Чтобы принимать участие в закупках на портале zakupki.gov.ru, все участники должны получить на Госуслугах соответствующие права.
Порядок действий следующий:
- Зайдите в Личный кабинет и нажмите «Все данные организации».
Перейдите в раздел «Доступ к системам» и откройте расширенный поиск.
Добавьте руководителя в группу администраторов профиля. Установите опции, как на картинке, нажмите «Присоединить нового сотрудника», выберите нужные ФИО и нажмите «Добавить».
Далее, чтобы руководитель в качестве администратора и сотрудники в качестве уполномоченных лиц получили доступ к ЕИС, установите опции, как на изображении, затем через соответствующие ссылки добавьте участников в группу доступа.
Регистрация на портале zakupki.gov.ru
Теперь можно приступать к регистрации в ЕИС.
Для этого на главной странице портала zakupki.gov.ru перейдите в ЛК участника закупок.
Отобразятся требования для работы в ЛК Участника закупок. Нажмите «Продолжить работу».
Если учётная запись не подтверждена, то система выдаст ошибку.
Если с учётной записью всё в порядке, то появится регистрационное окно. Нажмите «Регистрация нового участника закупок».
Вы будете перенаправлены на сайт Госуслуг для авторизации, где можно выбрать «Вход с помощью электронной подписи».
После аутентификации с помощью ЕСИА выберите тип участника закупок.
- Пройдите проверку, заполните необходимые сведения и отправляйте данные на обработку.
Представленная пошаговая инструкция регистрации на сайте ЕИС «Госзакупки» подойдёт как поставщикам, так и заказчикам.
Получение аккредитации на площадках
Как только заявка на регистрацию будет проверена, ЕИС внесёт организацию в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ) и компания получит аккредитацию. Это происходит после того, как сведения о ней поступают на федеральные торговые площадки. По завершении аккредитации пользователь получает уведомление в личном кабинете системы.
До интеграции с реестром ни на одну ФЭТП зайти не получится, поэтому регистрацию в ЕИС рекомендуется проходить за одну или две недели до закупки.
Почему могут отказать в регистрации и исключить из ЕИС
ЕИС может отказать в регистрации по двум причинам:
- Если во время регистрации были допущены ошибки или не соблюдены установленные правила.
- Если лицо, проходящее регистрацию, является офшорной организацией.
Исключение из ЕИС может произойти в течение 3 дней по следующим причинам:
- Срок действия регистрации в ЕИС истёк.
- Участник торгов подал заявление на исключение из ЕИС через свой личный кабинет.
- Юридическое лицо или его филиал прекратило свою официальную деятельность.
- Адрес организации зафиксирован в офшорных зонах.
- Казначейство получило судебный акт, подтверждающий запрет регистрации в ЕИС и членства в ЕРУЗ.

Сергей Феоктистов
Продукты по направлению
Может быть интересно
УКЭП и МЧД: нововведения и правила применения
УКЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись
Блокировка продуктов КриптоПро компанией Apple
Как получить ключи электронной подписи за границей
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на ваши вопросы!
