Лизинг по 223-ФЗ
Свободный автор Астрал
Лизинг — это один из видов финансовых услуг. В нём участвуют две стороны: компания-лизингодатель, которая приобретает имущество у поставщика за свой счёт, и компания-лизингополучатель, которая берёт это имущество в долгосрочную аренду и впоследствии выкупает. При этом выбор имущества и поставщика осуществляет лизингополучатель. Но в некоторых случаях договором может быть предусмотрено, что этим занимается лизингодатель.
Закупка лизинга по 223-ФЗ является одной из наиболее сложных закупочных процедур. Специалисты в сфере закупок расходятся во мнениях, можно ли регулировать закупки лизинга нормами 223-ФЗ или нет. С одной стороны, лизинг — это самостоятельный вид договорных обязательств, который нельзя отнести к товарам, работам или услугам. Но есть и другая точка зрения.
Согласно ст. 4 Закона о финансовой аренде 164-ФЗ, лизингодатель за счёт привлечённых или собственных средств приобретает имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю. Размер арендной платы, срок и условия определены договором. При этом необязательно, чтобы лизингополучатель по истечении срока договора выкупал имущество. В ст. 1 223-ФЗ говорится, что он не распространяется на отношения, связанные с осуществлением кредитной организацией лизинговых и межбанковских операций (в том числе, с иностранными банками). То есть 223-ФЗ нельзя применять к закупкам, где заказчиками выступают кредитные организации-лизингодатели
Способы закупки
Обычно закупка проводится в форме конкурса или аукциона, но 223-ФЗ разрешает заказчику выбирать и другие способы. Выбранный способ нужно прописать в положении о закупке и указать порядок проведения.
По статистике, многие заказчики выбирают закупку у единственного поставщика, а не конкурентные процедуры. Но большинство всё же предпочитает конкурентные процедуры с несколькими параметрами оценки поступивших заявок — например, конкурс или запрос предложений. Это позволяет сэкономить, выбрать наиболее выгодного поставщика, а также не вызвать подозрений в нарушении антимонопольного законодательства.
Перед проведением закупочной процедуры необходимо решить, в какой форме будет проходить закупка — электронной или бумажной. От этого может зависеть результат закупки.
Многие заказчики и поставщики регистрируются и работают на электронных торговых площадках согласно их регламентам. Постановление Правительства № 616 обязывает заказчиков проводить торги в электронной форме, если предметом закупки являются указанные в Постановлении отдельные виды товаров, работ и услуг. В документе ничего не говорится о закупке лизинговых услуг, но это не значит, что такие закупки лучше проводить в бумажной форме. ЭТП позволяют ускорить документооборот и выбрать наиболее приемлемое предложение в короткие сроки.
Перед проведением закупки нужно точно узнать, в какой форме закон разрешает её проводить. Для этого нужно сравнить код ОКПД 2 закупаемой услуги с кодами, которые указаны в ПП №616.
Торги по лизингу можно проводить на бумаге только в том случае, если это указано в положении о закупке. Если способ проведения не указан в положении вообще, то закупка автоматически проводится в электронной форме. При этом следует помнить, что подача заявки на флешке, диске или по электронной почте больше не признаётся электронной формой процедуры — электронные торги проводятся онлайн, на электронной торговой площадке.
Техническое задание при закупке лизинга
Техническое задание — один из важнейших закупочных документов. В нём прописаны сведения о приобретаемом товаре (работах, услугах) и требования к нему, поэтому организатору закупочной процедуры необходимо внимательно отнестись к его составлению.
Закон о закупках содержит ряд ограничений в отношении описания предмета закупки, указанных в ч. 6.1 статьи 3. В частности, обязывает в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак, использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:
- несовместимости товаров других товарных знаков с товарами, используемыми заказчиком;
- закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
- закупок по международным договорам Российской Федерации или договорам отдельных юрлиц, указанных в части 2 статьи 1 223-ФЗ.
Заказчик должен подробно описать, что именно ему необходимо приобрести. Правила формирования технического задания, на которые стоит опираться заказчикам, прописаны в 223-ФЗ.
При описании предмета закупки необходимо использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации. Техзадание должно быть составлено так, чтобы сформулировать точные требования к товару, и при этом не допустить ограничения конкуренции среди участников. Так как для жалобы в Федеральную антимонопольную службу необходимо подтвердить, что использование конкретных характеристик продукции действительно создаёт препятствие для участия в закупке. Обычно суд принимает позицию заказчика, если тот может обосновать, почему он указал конкретные требования в техническом задании — например, совместимость с используемой аппаратурой.
Что должно быть указано в техзадании
- Наименование предмета лизинга (например, снегоуборочная машина).
- Технические характеристики (высота, длина, ширина, напряжение, двигатель, производительность, частота и т.д.).
- Что входит в стоимость (например, НДС 18%, доставка до указанного адреса, монтаж, пусконаладочные работы и др.).
- График платежей (например, убывающий).
- Стоимость единицы оборудования.
- Размер выкупного платежа (например, не более 3 тыс. рублей).
- Срок лизинга (например, 36 месяцев).
Следует указать, что товар должен быть новым, не бывшим в эксплуатации, технически исправным, готовым к эксплуатации, не быть обременённым и т.д.
Начальные условия предоставления лизинговых услуг заказчик формирует на основе мониторинга рынка данных услуг. Свои коммерческие предложения участники указывают непосредственно в заявке. Также заказчик может указать в техническом задании условия, с которым соглашаются участники закупки.
Участник закупки согласен с тем, что:
- передаваемое в лизинг имущество и его продавец определены Лизингодателем (по письменному согласованию с Лизингополучателем);
- Лизингодатель обязуется приобрести в собственность у продавца и предоставить за плату во временное владение и пользование Лизингополучателя имущество;
- Лизингополучатель получает имущество путём предоставления Лизингодателем финансовой аренды с дальнейшим выкупом.
Благодаря этому, участники закупки точно поймут, что их ждёт в случае победы на торгах.
Иногда организаторы закупки указывают не все условия закупки, либо нечётко их формулируют. Тогда участники закупки могут направить запрос на разъяснение отдельных пунктов техзадания. Одним из распространённых вопросов, задаваемых заказчику участниками, касается выбора продавца предмета лизинга: кто его выбирает — лизингодатель или лизингополучатель.
Как выбрать продавца
Закон о лизинге позволяет выбирать продавца предмета лизинга любой стороне договора — как лизингодателю, так и лизингополучателю. Заказчик может сначала провести закупку, чтобы выбрать поставщика необходимого оборудования, а затем ещё одну, но уже на оказание лизинговых услуг, когда предмет лизинга будет уже известен. Но в этом случае есть опасность, что на заявленные в закупочной документации условия не откликнется ни одна лизинговая компания.
Другой вариант — провести торги по выбору лизинговой компании, которая затем выберет поставщика необходимого товара. Обычно в этом случае делается оговорка «по согласованию с лизингополучателем», чтобы обеспечить правильный выбор.
Если договор лизинга заключается государственным или муниципальным учреждением, следует учесть ряд особенностей. Одна из них касается выбора продавца: «в договоре лизинга, если лизингополучателем является государственное или муниципальное учреждение, должно предусматриваться обязательство лизингодателя самостоятельно определять продавца имущества по договору лизинга». В данном случае вся ответственность ложится на лизингодателя, который осуществит выбор продавца. При этом лизингодатель самостоятельно определяет наиболее «удобного» и проверенного контрагента, с которым ему придётся дальше работать.
Ответственность и убытки за действия недобросовестного поставщика несёт та сторона договора, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором.
Выводы
- Проводить закупки лизинга в виде торгов по 223-ФЗ обязаны организации, которые не являются кредитными организациями-лизингодателями.
- Торги по лизингу можно проводить в электронной и бумажной форме, но выбранную форму необходимо закрепить в положении о закупке. Если в документе нет этого пункта, закупка по умолчанию проводится в электронной форме на ЭТП.
- Техническое задание должно быть составлено так, чтобы максимально точно определять предмет лизинга, но в то же время не нарушать антимонопольное законодательство. В описании предмета лизинга необходимо использовать параметры, предусмотренные техническими регламентами и документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
- Продавца предмета лизинга может выбрать как лизингодатель, так и лизингополучатель. Оптимальный вариант: лизингодатель выбирает поставщика по согласованию с лизингополучателем. При этом ответственность за действия недобросовестного поставщика и убытки несёт тот, кто его выбрал.
Свободный автор Астрал
Продукты по направлению
Может быть интересно
Изменения в 223-ФЗ в 2022 году
Преференции для отдельных категорий участников закупок
Совместные конкурсы и аукционы. Централизация закупок
Подготовка и подача заявок на участие в конкурентных закупках
Обеспечение заявки. Специальный счет и банковская гарантия
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на Ваши вопросы!