Электронная подпись – что это такое
Свободный автор Астрал
Электронная цифровая подпись (ЭЦП или ЭП): что это такое и для чего она нужна
Электронная подпись (ЭП или ЭЦП) — это цифровой аналог рукописной подписи. Электронные ключи используют в разных областях: для подписания электронных документов с контрагентами, сдачи отчётности, регистрации онлайн-кассы, участия в торгах, работы на госпорталах и т.д.
При подписании документа электронной подписью сохраняются данные о том, когда и кем был подписан файл. Если в документ внесут изменения после подписания, об этом можно будет узнать.
Чем электронная подпись лучше обычной
Усиленная ЭП обладает преимуществами перед рукописной:
- её сложно подделать, так как она защищена криптографией;
- с её помощью можно работать на госпорталах и участвовать в торгах;
- она позволяет работать с электронными документами и отправлять электронную отчётность.
Виды электронной подписи
Астрал Подпись
Области применения ЭП
Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица используют электронную подпись в разных областях.
Как используют электронную подпись обычные граждане
Простую подпись физические лица используют для авторизации на сайтах и в сервисах. Она предоставляет им возможность пользоваться базовыми возможностями. Неквалифицированную подпись обычные граждане могут получить на портале nalog.ru, с помощью которой они смогут воспользоваться дополнительными функциями сайта. Например, отправлять документы в налоговую, и они будут признаны равнозначными бумажным.
Как используют электронную подпись юридические лица
Юридические лица обычно используют именно квалифицированную подпись, так как она открывает им большие возможности:
- участвовать в госзакупках в качестве заказчика, а не только поставщика;
- работать на государственных порталах;
- вести юридически значимый электронный документооборот;
- отправлять электронную отчётность в контролирующие органы;
- регистрировать онлайн-кассу.
Неквалифицированная подпись подходит для внутреннего документооборота.
Состав электронной подписи
Электронная подпись состоит из трёх элементов:
Криптопровайдер (Cryptography Service Provider, CSP) — это специализированный модуль для операционной системы, который позволяет осуществлять криптографические преобразования
Как начать работать с квалифицированной электронной подписью
Как приобрести подпись юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю
С 1 января 2022 года квалифицированные электронные подписи для ИП и ЮЛ выдают в налоговой или у её доверенных лиц. Необходимо заполнить заявление и лично явиться в отделение ФНС.
Подписание важных документов в один клик. Поможет сэкономить на почтовых и канцелярских расходах.
Как приобрести подпись физическому лицу
Неквалифицированную подпись физическое лицо может получить в налоговой или в удостоверяющем центре. Квалифицированную подпись выдают только аккредитованные удостоверяющие центры. Оформить ЭЦП достаточно просто.
Краткая инструкция, как получить КЭП физическому лицу:
- Оставьте заявку на получение в УЦ «Калуга Астрал» вашего города или обратитесь к партнёрам.
- Выберите тариф, носитель и программное обеспечение.
- Оплатите счёт.
- Получите сертификат и ключи КЭП.
Электронная подпись для физических лиц позволит зарегистрировать ИП или ЮЛ не выходя из дома, работать удалённо, получать патент и многое другое.
Как выглядит электронная подпись
Под электронной подписью понимается уникальная последовательность символов из букв и цифр. Если подпись встроена в документ, то её можно увидеть, если у документа особый формат, например, .sig. Если подпись откреплённая, то её файл будет идти в паре с документом. В таком случае её можно увидеть: это будет файл в формате .sig, .sign, .p7s или другом. Формируется подпись с помощью закрытого ключа, который выглядит как папка с файлами, а проверяется с помощью открытого ключа, который также является файлом. Также квалифицированная электронная подпись имеет сертификат.
Подробнее об этом здесь → «Как выглядит электронная подпись».
Сертификат ЭЦП что это
Сертификат электронной подписи создаётся в бумажном или цифровом виде. Документ содержит в себе открытый ключ, данные о владельце и удостоверяющем центре, выдавшим ключи и сертификат ЭП. Сертификат подтверждает, что подпись принадлежит именно пользователю.
Как подписать документ электронной подписью
Порядок подписания документа зависит от его формата. Файл MS Word может быть подписан самостоятельно, а для PDF нужно устанавливать дополнительную программу — «КриптоПро PDF».
Подробнее об этом здесь → «Как подписать документ электронной подписью».
Решение проблем с электронной подписью
Если возникают проблемы с электронной подписью, вы можете попробовать решить их самостоятельно. Ошибки появляются из-за неправильных действий пользователя или программное обеспечение работает неверно в связи с техническими неполадками. В первую очередь нужно проверить срок действия криптопровайдера и сертификата подписи.
Также вы всегда можете обратиться в нашу техподдержку, которая работает 24/7.
Что делать, если ЭЦП утеряна
При потере или похищении носителя с электронной подписью, в первую очередь нужно обратиться в удостоверяющий центр и отозвать сертификат. После этого нужно будет написать заявление в полицию и сообщить об этом в налоговую.
Подробнее об этом здесь → «Что делать, если ЭЦП утеряна».
Как восстановить доступ
Токены и смарт-карты защищены пин-кодами, которые открывают к ним доступ. Если владелец забыл пин-код, то он может воспользоваться стандартными кодами, которые у разных носителей свои.
Подробнее об этом здесь → «Как восстановить доступ».
Часто задаваемые вопросы
Квалифицированная электронная подпись состоит из двух элементов: закрытого и открытого ключей
Астрал.Подпись
Электронная подпись для участия в торгах, работы на государственных порталах и электронного документооборота
Проверить наличие зарегистрированной электронной подписи можно в личном кабинете на портале «Госуслуги». Для этого нужно перейти в раздел «Настройки и безопасность».
Электронная подпись может встраиваться в документ, а может идти отдельно от подписываемого файла. В таком случае эта подпись будет называться отсоединённой.
Ключи квалифицированной и неквалифицированной подписи хранятся на физических носителях. Чтобы узнать тип подписи, пользователю достаточно перейти в личный кабинет портала «Госуслуги», выбрать «Настройки и безопасность» и перейти в раздел «Электронная подпись».
Чтобы получить КЭП, заявителю потребуется паспорт, СНИЛС и ИНН. Руководителю филиала (представительства) иностранной организации понадобится: паспорт, ИНН, СНИЛС физлица – руководителя филиала, ИНН юрлица – иностранной организации, КПП и НЗА филиала (представительства) иностранной организации.
Если руководителя уволили из штата, то на нового директора оформляют новую КЭП. При этом старую подпись директора использовать нельзя.
Если руководитель поменял должность и остался в штате компании, то на него выписывают доверенность на право пользования КЭП от имени юрлица, пока новый директор не получит свою электронную подпись.
Чтобы отозвать подпись, нужно обратиться в удостоверяющий центр, который выпустил сертификат ЭП.
Сертификат подписи продлить нельзя. Его можно только перевыпустить. Для этого нужно обратиться в соответствующий удостоверяющий центр. Делать это лучше заранее, когда срок действия действующего сертификата не истёк.
ФНС записывает сертификат и ключи КЭП только на токены, имеющие сертификацию ФСТЭК или ФСБ России. Такие устройства имеют соответствующий сертификат.
загляните в Каталог
Свободный автор Астрал
Продукты по направлению
Может быть интересно
УКЭП и МЧД: нововведения и правила применения
УКЭП – усиленная квалифицированная электронная подпись
Блокировка продуктов КриптоПро компанией Apple
Как получить ключи электронной подписи за границей
Заказать электронную подпись
Еще не определились? Напишите нам, и мы ответим на ваши вопросы!