Программа 1С: что это и как в ней работать
Свободный автор Астрал
Фирма «1С» – это один из ключевых игроков на рынке программного обеспечения в России и СНГ. Компания разрабатывает решения, которые активно используются для автоматизации управленческого учёта и бухгалтерии в различных отраслях экономики.
Примером таких ПО можно назвать Программу «1С». Она является бизнес-решением для малого, среднего и крупного бизнесов. Программа облегчает проведение базовых операций и повышает эффективность работы.
В этом материале мы подробно разберём, в чём суть программы «1С», из каких решений она состоит и чем они отличаются друг от друга. А также расскажем, как проходит внедрение данного ПО в компании.
«1C»: что это за программа, зачем она нужна и где применяется
Программа «1С» – это обобщённое название серии решений, выпускаемых российской компанией «1С». Они отвечают за работу с бухгалтерией и управление организаций разных отраслей и масштабов.
Под самим определением «Программа 1С» понимаются две составляющие – платформа «1С:Предприятие» (внутри неё происходит вся работа) и конфигурации, каждая из которых отвечает за определённую функцию. Все они в той или иной степени могут использоваться в разных сферах:
- взаимодействие с потребителями (клиентская база, аналитика CRM, воронки продаж и т.д.);
- работа с внутренними кадрами (выдача заработной платы, учёт персонала и т.д.);
- документооборот (формирование внутренних документов и отчётности для контролирующих органов);
- управление бизнесом (мониторинг показателей деятельности компании);
- производство (анализ показателей рентабельности, расчёт прибыли, сбор затрат и т.д.);
- логистические операции компании (складской учёт, наблюдение за движением товаров и т.д.);
- планирование (сметы, маркетинговые схемы анализа доходов и расходов и т.д.);
- менеджмент (взаимодействие отделов всей компании друг с другом);
- бухгалтерия и учёт (предоставление документов в ФНС, Росстат, ЕГАИС, СФР и т.д.).
Что значит «1С:Предприятие» и в чём отличия от «1С:Бухгалтерии 8»
Флагманским продуктом данной компании считается «1С:Предприятие». Он представляет собой платформу, в которой можно анализировать финансовый учёт, контролировать производственные потоки, управлять ресурсами и трудовыми кадрами, вести товарный учёт и т.д. Всё это реализовать позволяют различные конфигурации (например, 1С:Налогоплательщик 8, 1С:Свод отчётов 8, 1С:Деньги 8 и т.д.).
При этом может возникнуть вопрос: «Чем “1С:Предприятие” базово отличается от своих конфигураций, например, от “1С:Бухгалтерия 8”?». Ответ скрывается в технической части. «1С:Предприятие» – это отдельная платформа, в которую интегрированы все конфигурации. Теоретически она может существовать без них. Однако конфигурации сами по себе не будут работать без платформы.
Данный механизм можно сравнить с наручными часами. Представьте, что сам аксессуар – это платформа, а стрелки – это конфигурации. Если в часах не будет указателей, они всё равно будут существовать. Просто будет непонятно, сколько времени. А вот стрелки не будут ходить без единого механизма.
Режим работы «1С»
Выделяют два режима работы – файловый и клиент-серверный. Чтобы понять, как это работает и чем они отличаются друг от друга, необходимо сравнить оба варианта.
Основные характеристики работы
Характеристика | Файловый вариант работы 1С | Клиент-серверный вариант работы 1С |
---|---|---|
Сколько может работать людей | Рассчитан на небольшое количество пользователей при работе в локальной сети (до 4). Подойдёт для малого бизнеса. |
Предназначен для работы большого количества пользователей (например, в рамках целой компании).
Подойдёт для среднего и крупного бизнеса. |
Как осуществляется работа и подключение | При работе с ней не нужно устанавливать дополнительно ещё программные средства, достаточно иметь лишь операционную систему и установить «1С:Предприятие 8». | Нужен кластер серверов, который позволяет бесперебойно работать с огромной информационной базой. |
Как взаимодействовать с клиентским приложением | Можно взаимодействовать с базой данных как через файл, так и с помощью веб-сервера (по протоколу HTTPS/HTTP). | Возможно работать напрямую с кластером (по протоколу TCP/IP) или с помощью веб-сервера (по протоколу HTTPS/HTTP). |
Размер внутреннего файла базы | Ограничен. В основном допустимо 4Гб. По факту может быть и больше (до 12 Гб), но в определённый момент программа откажет в запуске базы. | Не ограничен. |
Главное различие файлового и клиент-серверного вариантов работы – это возможности. Первый вариант имеет ограничения по пользователям. При этом выйдет намного дешевле, нежели более расширенный. Клиент-серверный же вариант работы не ограничен и считается универсальным.
Как работать в системе «1С»
При работе с программами могут возникнуть вопросы:
- Что такое система «1С»?
- И как в ней работать пользователю?
Система «1C» – это и есть сама платформа «1С:Предприятие», в которой происходит вся работа ПО. В программных решениях 1С обычно доступны три клиентских приложения – толстый и тонкий клиенты и веб-клиент. Разберём каждый из них поподробнее.
Толстый клиент
Такой режим охватывает полностью все функциональные возможности «1С:Предприятие 8». Тем не менее он не позволяет работать с информационными базами через Интернет. Поэтому сначала пользователю его нужно запустить на ПК с помощью дополнительного конфигуратора. Затем необходимо настроить систему.
Тонкий клиент
При таком варианте пользователь может работать в «1С:Предприятие 8» через Интернет. Минусом этого клиентского приложения можно назвать ограничения функциональности, например, пользователю доступно лишь отображение и изменение данных в памяти.
Веб-клиент
Преимущество данного формата – его не нужно устанавливать на ПК. Он может работать через свой браузер. Для этого необходимо зайти в Яндекс Браузер, Windows Edge, Mozilla Firefox, Google Chrome или Safari, затем ввести адрес сервиса.
Функционал продуктов фирмы «1С»
В программах 1С можно пользоваться разными возможностями. Вот некоторые из них:
- ведение различных учётов (бухгалтерский, финансовый и налоговый);
- создание и отправка отчётности в электронном виде;
- управление и контроль процессов на уровне производства и организации;
- автоматизация кадровой политики (руководство персоналом и учёт кадров);
- формирование анализа данных и управленческого учёта;
- финансовые операции (распределение бюджета, плановое финансирование и анализ финансовых показателей);
- управление логистики компании (закупки, работа на складе);
- управление отношениями с потребителями (анализ CRM);
- упрощение и увеличение скорости обработки документов;
- организация дистанционной работы с документами и иные функции.
Виды конфигураций «1С»
Конфигурация «1С» – это конкретное программное решение на базе платформы «1С». Они предназначены для учёта разнообразных процессов организации. Выделяют два вида: типовая и нетиповая конфигурация.
Первый вариант – это программа, которая была разработана самой компанией «1С». Пользователю достаточно купить полный пакет и пользоваться ей. Также «1С» может предоставлять техническую поддержку и обучение сотрудников. Примером типовых конфигураций можно назвать «1С: Бухгалтерия предприятия, редакция 3», «1С:Управление торговлей, редакция 11» и т.д.
Второй вариант – это программа, которая была разработана «1С» для отдельной компании или для решения определённой задачи. Обычно этим занимается партнёрская сеть франчайзи основной организации.
Чтобы понять, с какой именно конфигурацией вы работаете, необходимо найти в основном меню вкладку «Сервис и настройки» и нажать «О программе». Там вы увидите всю информацию о конфигурации.
Основные компоненты программных продуктов «1С»
Несмотря на то что конфигурации могут решать разные задачи, все решения фирмы «1С» обладают общими компонентами. Базовые объекты позволяют эффективно управлять программной средой. Вот некоторые из них.
База данных
В ней происходит вся работа с информацией: сбор, хранение и обработка.
Отчёт
Это средство получения выходной информации. Обычно выглядит как аналитическая справка или ведомость. Источниками для формирования отчёта считаются справочники, документы и регистры.
Накопительный регистр
Представляет средство накопления оперативной информации о наличии и движении средств.
Операция
Данный компонент отражает бухгалтерские проводки, выполняющие изменения в остатках и оборотах по счетам.
Документ
Они служат для ввода информации о совершенных хозяйственных операциях. Его можно получить тремя способами: выгрузить из базы данных, найти в настройках системы (он там определяется) или увидеть в учётных записях пользователя.
Константа
Данный компонент хранят информацию, которая не изменяется или изменяется достаточно редко. Обычно это название компании или ФИО руководителя организации.
Справочник
Это списки однородных элементов данных. Используются для хранения нормативно-справочной информации. Пользователь может упорядочить их по нужному критерию.
Перечень
Значения, задаваемые на этапе конфигурирования.
Примером перечня можно назвать: Тип продаж -> Оптовая/Розничная.
Популярные продукты фирмы «1С»
Как мы уже упоминали выше, продукты фирмы «1С» – это ПО, разработанное российской компанией «1С» для решения различных бизнес-задач. Ниже представлены ТОП-6 самых известных и широко применяемый продуктов.
Отличная программа для бухгалтерского и налогового учёта. Подойдёт как для ИП, так и для большой компании.
1С: Зарплата и управление персоналом
Позволяет полностью выполнить расчёт заработной платы. Также 1С:ЗУП занимается проведением кадровой политики. Им пользуются как небольшие организации, так и большие компании.
Занимается увеличением эффективности торговой точки. Легко подстраивается под требования как малого и среднего бизнеса, так и крупной организации.
Представляет собой электронный документооборот с контрагентами. Позволяет выполнять всё взаимодействие между сотрудниками в цифровом пространстве – формировать отчёты, отправлять документы и т.д. Отличное решение для больших организаций или компаний, работающих на удалёнке.
Он нужен для управления и учёта объектов, занимающихся продажей и предоставлением услуг конечным потребителям. Он нацелен на работу с нормативно-правовой информацией, управление ассортиментом, ценообразованием и программами лояльности.
Помимо отдельных конфигураций компания «1С» разработала удобный способ работы в программе в качестве корпоративной учётной системы. Для этого пользователю лучше приобрести 1С: Фреш. Это облачное решение, для работы в котором нужен только интернет. Пользователю не нужно покупать дополнительно коробочное решение и устанавливать его на ПК. В каталоге представлены 2 версии: базовая и ПРОФ, отличающиеся по набору функций.
Как проходит внедрение «1С» в компании
Чтобы внедрить любой продукт «1С» в жизнь компании, необходимо выполнить несколько шагов. Первое – это определиться, что именно вам нужно для оптимизации работы. Для этого можно ответить на следующий вопрос: какую глобальную рабочую задачу я хочу закрыть, например, внедрить решение для перечисления заработной платы или мне нужна аналитика в сфере продаж?
Далее необходимо приобрести продукт и установить его на ПК сотрудников. Для этого вам потребуется помощь технического отдела (системного администратора). Финальным этапом будет обучение сотрудников работе в системе «1С».
Если выбранный вами продукт нужно не просто установить на ПК, а внедрить под индивидуальную задачу, нужно воспользоваться услугами 1С-аналитиков. Такие специалисты изучат ваши требования и процесс работы компании. Потом они предложат вам уже сформированное решение или подготовят техническое задание на доработку 1С-разработчикам. После этого уже готовую программу устанавливают на ПК в компаниях и проводят обучение для сотрудников.
Подведём итоги
- Что представляет собой программа «1С»? «1С» — это серия программного обеспечения, которую используют многие специалисты в сферах бухгалтерии, анализа финансовых показателей, управления и т.д.
- Для чего используется программа «1С»? Главная её функция – автоматизация бизнес-процессов и управления организациями.
- Из чего состоит программа «1С»? В неё входит основная платформа «1С:Предприятие» и различные конфигурации, которые отвечают за решение разных задач компании.
- Как внедрить программу «1С» в компанию? Для этого нужно тщательно продумать, что именно нужно компании. Далее необходимо приобрести продукт и обучить сотрудников работе в ней. Также пользователям доступна возможность получить отдельное решение под индивидуальные требования бизнеса.
Свободный автор Астрал
Продукты по направлению
Читайте в нашем блоге
Какой бизнес открыть в маленьком городе в 2025 году
Организация удалённой работы бизнеса
Как вносить уставной капитал при регистрации ООО
Может ли самозанятый (СЗ) открыть ООО
Можно ли человеку с долгами открыть ИП
Оставить заявку
Еще не определились? Напишите нам и мы ответим на Ваши вопросы